Анджей Вайда в фильме «Валенса. Человек надежды» нашел героя нашего времени

valensaПочему он притворялся? Человечество во все времена ищет своего героя, потому что всегда стремится к идеалу. Нам скучно без кумиров. Нам трудно без провожатых. Именно поэтому художественные произведения, посвященные героям, особенно реальным, вобравших в себя признаки времени, привлекают внимание и становятся популярными.

Думаю, такая судьба ожидает и фильм Анджея Вайды «Валенса. Человек надежды », который со временем можно будет посмотреть в онлайн-кинотеатре Мегого, где собраны все самые лучшие современные и классические фильмы. Успех фильма несомненно ожидается не только в Польше, потому что Лех Валенса без преувеличения стал «отцом» новой Европы, которая родилась, освободившись из-под советского сапога. Не случайно эта картина выдвинута Польским институтом киноискусства на «Оскар» в номинации «Лучшая работа на иностранном языке».

«Я такой, какой есть»

В начале 1980-х известная итальянская журналистка Ориана Фаллачи (Мария Розария Омаджо), в образе которой должна была появиться Моника Беллуччи, но не сложилось, приезжает в Гданьск взять интервью у лидера оппозиционного профсоюза «Солидарность» Леха Валенсы. В норковой шубе с сигаретой и на мерседесе она — яркий символ «загнивающего» капитализма! — Оказывается в спальном районе новостроек на окраине города, где живет семья ее героя. Журналистка удивляется объяснению переводчика, здесь квартиры ее собеседнику предоставило государство: «Он взял квартиру от власти, с которой борется ?!» На что слышит: «У него шестеро детей …»

И вот в типовой панельке на фоне типичного серванта с фарфоровой рыбкой за стеклом происходит беседа с необычным человеком. Лех Валенса (Роберт Вечкевич) не смущается перед представительницей свободной прессы. Он уже умеет произвести впечатление. И вместе с итальянкой мы стесняемся от его открытости и восхищаемся им.

С одной стороны, Валенса с легкостью определяет жизненные постулаты, которые хочется записать как точные афоризмы. С другой стороны, не скрывает своей необразованности, нелюбви к книгам и снисходительного отношения к «профессоров». Он составлен из противоречий и парадоксов, чем собственно и привлекает.

Валенса уверен, что не может быть лидера без большого внутреннего состояния. Он имел его в себе с детства — из-за бедности, унижения, несправедливость и недостаток настоящей свободы. О природе своей популярности говорит: он говорит то, о чем другие думают, но не могут сказать. И еще о себе без лишней скромности: я тот человек, который сейчас нужна. А когда журналистка спрашивает, не считает ли он себя очень самоуверенным, отвечает: «Я такой, какой есть»

«Продашь, если не вернусь»

Интервью — это лишь композиционная структура, рамка, в которую встраиваются игровые эпизоды из биографии героя фильма. Их дополняют фрагменты документального кино, в некоторые части которого вмонтированы черно-белые актерские сцены, создает целостное жизненное полотно. Сопровождает показ забастовок, уличных драк музыка популярного в 80-х панк-рока, удачно передает настроения того времени.

Эти кинематографические средства нельзя назвать супероригинальное режиссерскими находками. Иногда кажется, что Вайда просто идет по материалу, восхищаясь им и своим героем. Разве что остается требовательным к деталям.

Стерт кожаный ремешок на часах, который трижды за фильм герой вместе с обручальным кольцом оставляет жене: «Продашь, если не вернусь!» Портрет Папы Римского на стене в квартире — надо знать поляков, чтобы понять их отношение к Святому Отцу. И маленький кусок хлеба, выданный женой Леху к супу тогда, когда маленький сын берет со стола большую кусок и щедро посыпает ее сахаром. Так деталями режиссер подчеркивает приоритеты своего героя. А еще эти детали того времени явно адресованы нынешней молодежи, чтобы почувствовали на собственной шкуре недавнее прошлое.

А оно — еще и в цифрах безумного подорожания необходимого: манка выросла на 23%, молоко на 8%, джем — на 36%. Впрочем, именно в деталях раскрывается весь ужас тогдашней жизни польских пролетариев. И понимаешь, почему они выходили на улицу. Одному «предателей» Лех пришел бить морду, но, увидев условия жизни его семьи (даже дверь туалета пошли в печь, чтобы приготовить еду!), Только махнул рукой. Мурашками по коже пробирает и эпизод, в котором Валенса, который перевозил в детской коляске под ребенком открытки, забирают в тюрьму вместе с младенцем. Оно неистово кричит от голода, чем всех раздражает. И вот надзирательница берет на руки и кормит ребенка, она сама недавно родила и пошла работать куда было, потому что муж оставил ее с тремя детьми.

Цена свободы

Очень парадоксальный герой вышел в Вайды. Не замалчивает режиссер факта из биографии Валенсы, как его во время рабочих волнений в 1970 году были завербованы советскими спецслужбами. Он вышел на улицу, где танками подавляли польских рабочих, чтобы удержать их не поддаваться на провокации. В кутузку бросали всех, дубинками по спинам прогоняли через живой коридор, а затем пытали — за сопротивление властям. Ему повезло, что имел свидетеля — начальника милиции, который видел, как он отказывал товарищей сопротивляться.

Жена вот-вот должна родить их первенца, поэтому Валенса был быстрее вырваться из тюремщиков. Осталось только подписать соглашение о соблюдение законов и конституции — и ты на свободе. Подписал. А еще цена свободы — согласие информировать спецслужбы. Подписал …

Так Вайда утверждает, что без ошибок и огрехов залакированный образ его героя не был бы истинным и убедительным, что он не может не отражать реалий своего времени. И главное, разворачивая сюжет, показывая развитие и рост Леха Валенсы, автор фильма доказывает, что именно герой способен вовремя сделать так, чтобы его ошибки не влияли на его поступки, не мешали его действиям. Кстати, после того случая лидер «Солидарности» ничего не подписывал, зная истинную цену даже одного росчерка на бумаге …

А еще не было такого Валенсы, каким он стал, без его жены Дануты. Кажется, выдержать его невозможно, а она выдерживает. Только иногда у нее прорывается: «У меня уже совсем нет сил!» Не обошла вниманием ее фигура и журналистка. Спросила, а он очень откровенно: «Если бы была другая, то был бы разведен или мертв, потому что зарезала бы меня ножом». А они с Данутой он как много любят — шестеро детей! Сначала думаешь, что она совсем не имеет характера, но когда выгоняет из квартиры кучу журналистов и его вместе с ними — потому что жить нельзя! — Понимаешь, что это у нее такой правильный женский характер. И даже высшим партийным руководителям может в глаза сказать: «А теперь он только мой!». И закрыть перед носом дверь.

Просматривая фильм под углом поиска героя, поняла, что человечество не только всегда ищет своего героя, но и постоянно создает его. Меня не покидала мысль, что собственно героем Лех Валенса стал в определенной степени не благодаря, а вопреки условиям жизни и личным обстоятельствам. Однако неведомая сила подталкивала его к тем поступкам, которые он делал, нередко начиная с противоположной. Им двигала и определенная внутренняя сила, которая подсказывала слова и вдохновляла на действия.

Вайда признался, что адресовал свой фильм молодежи, которая, кстати, и была в основном в зрительном зале во время киевской премьеры, и аплодировала в финале. Думаю, что это была благодарность режиссеру, который сказал им, что молодежь стремится услышать во все времена: все возможно в этой жизни, даже один человек может изменить мир.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.