Великая стена. Рецензия на эпичный боевик с Мэттом Дэймоном

Великая стена

 

В прокат выходит пафосный продукт любви между Голливудом и кинематографической машиной Китая. Мэтт Дэймон дает чертей сказочной нечисти под руководством культового режиссера Чжана Имоу.

Год назад группа китайских инвесторов купила контрольный пакет акций голливудской киностудии Legendary Pictures. Это начало китайской киношной экспансии на Запад. И Великая стена — чисто китайский блокбастер, но с американскими звездами и английским языком в качестве основного — явно является попыткой экспорта местного колорита.

Чжан Имоу, автор Героя и Дома летающих кинжалов, является гордостью культуры современного Китая. Ему даже доверили честь постановки церемонии открытия Олимпиады в Пекине.

Вот с него и решили этот экспорт начать. Дали ему бюджет $150 млн. и самого Мэтта Дэймона впридачу.

Получилось настоящее Made in China. Когда все атрибуты качественного продукта вроде бы есть. Но смотришь на результат, и понимаешь, что это «чистый Китай».

Сюжет

XI век. Группа европейских головорезов и искателей наживы пробирается на Восток в поисках секрета дымного пороха — оружия, которого пока нет в Европе. По пути их преследуют сначала какие-то местные бандиты, а затем и нечто потустороннее.

Расправившись с неким монстром и прихватив на удачу его отрубленную зеленую лапу, двое уцелевших – Виллиам (Мэтт Дэймон) и Товар (Педро Паскаль) – едут дальше. Их вновь начинают преследовать бандиты, и европейцы, спасаясь от них, выезжают прямиком к невиданных масштабов Стене, которую охраняет целая армия.

Искатели приключений решают сдаться более сильному противнику. Попав в крепость, они рассказывают о своих приключениях, и командиры китайской армии решают, что казнить пришельцев пока рано. Тем более, один европеец у них в плену уже есть. Некто Баллард (Уиллем Дефо) приехал в Китай за тем же порохом 25 лет назад. И до сих пор кукует на Стене.

Китайцы рассказывают европейцам о таинственном зле, которое нападает раз в 60 лет. Для защиты от него и нужна огромная стена.

Когда начинается атака, Уильям и Товар сначала будут потрясены мощью китайской армии, в которой каждое подразделение носит форму определенного цвета. Барабанщики, транслирующие приказы командования выступают как настоящая рок-группа, а больше всего впечатляет отряд девиц из «журавлиной армии» в фиолетовых одеждах, которые самоотверженно прыгают на тросах вниз со стены навстречу монстрам.

Ими командует некая генерал Линь (Тиань Цинь), с которой у Уильяма сразу возникнет взаимная неприязнь, по законам Голливуда уверенно перетекающая в симпатию.

В самый ответственный момент монстры прорвутся на стену. Баллард вовремя освободит связанных Уильяма и Товара, и они дадут сказочной нечисти европейских чертей…

Сценарий и драматургия

Чжан Имоу не впервые снимает высокобюджетную эпическую чушь. Поэтому вряд ли его беспокоит тот факт, что сценарии его фильмов не выдерживают критики с точки зрения здравого смысла.

Безупречная картинка и со вкусом подобранный саундтрек в сочетании с восточным колоритом и поэтическим болезенным надрывом в повествовании обеспечили нескольким его фильмам успех на Западе.

В случае с Великой стеной Чжан Имоу четко следует проверенному сценарию. Но с одной оговоркой. Восточный колорит отошел на задний план, как только главные герои обрели западные лица и заговорили по английски.

Как только фильм перестал быть китайским эпосом и превратился в высокобюджетный голливудский блокбастер, слабые места творчества Имоу стали выпирать как ребра анорексичной фотомодели.

Почему, обладая этой безумной огневой мощью, китайская армия сначала губит тысячи солдат, включая девиц приятной наружности, пытаясь остановить нечисть?

И что это, собственно, за нечисть? Якобы метеорит упал на какую-то гору и теперь раз в 60 лет (почему именно в 60?) орды тупых монстров ломятся на стену?

Почему главный герой, якобы крутой наемник, внезапно решает бросить все и рисковать жизнью ради непонятных ему китайцев? Возможно, по задумке авторов, это должно подчеркнуть величие китайской культуры и духа, которые повлекли за собой героя? Но по ходу просмотра больше похоже на то, что Виллиам просто запал на красивую китаянку, командующую «журавлиной армией».

Кстати, на кой черт они куда-то там прыгают? Это же верная смерть, а толку от их действий никакого. Типичный ход для Чжана Имоу — бестолково, но красиво.

Ну и так далее.

То, что легко простить китайскому эпосу, для масштабной голливудской постановки кажется набором эпических глупостей.

Картинка и музыка

Чжан Имоу всегда умел снимать красиво. Но не стоит предвкушать очередные визуальные оргазмы наподобии схватки в каплях дождя или скольжений над озером, как в Герое, или полетов в бамбуковом лесу, как в Доме летающих кинжалов.

Великая стена не похожа на лучшие работы мастера. Тут есть отдельные удачные кадры и захватывающие сцены. Но в целом тут все на уровне типичного голливудского блокбастера.

Зеленые монстры отрисованы так себе. Батальные сцены тоже не особо цепляют. Фильм так и хочется сравнить с прошлогодним Варкрафтом. Причем это сравнение будет в пользу последнего.

Особенно режет глаз эпический финал, в котором картинка полностью отрисована на компьютере. Это не похоже на фильм Чжана Имоу. Это мог бы снять Гор Вербински, Скотт Дерриксон да и вообще любой голливудский режиссер.

Выглядит неплохо, но не более того. Музыкальный ряд Великой стены тоже, кстати, не особо запоминается.

Актеры

Мэтт Дэймон — прекрасный актер, у него много хороших разноплановых ролей. Сравните юношу Уилла Хантинга, убийственного Джейсона Борна и грустного отца двоих детей в фильме Мы купили зоопарк.

Это все Дэймон. Мощный разноплановый актер.

Но и на старуху бывает проруха.

В Великой стене Дэймон какой-то пластиковый. Это не его роль. С его-то бостонской физиономией и широкой голливудской улыбкой он также к месту в средневековом фильме, как, скажем, был бы уместен Шварценеггер в экранизации Гамлета.

На ум приходит откровенно неудачная роль Роберта Де Ниро в культовом фильме Миссия (1985) Роланда Жоффе о том, как иезуиты защищали индейцев от колонизаторов. Там типичный американец выглядел как пародия рядом с достаточно универсальными Джереми Айронсом и Лиамом Нисоном.

Дэймон в средневековом Китае производит то же впечатление. Но Миссия была мощной картиной с философским посылом, и Де Ниро ее не сильно испортил.

А Великой стене явно не помешал бы более аутентичный главный персонаж. Вот например, Педро Паскаль (звезда 4-го сезона Игры престолов) в роли его друга производит весьма мощное впечатление.

Уиллему Дефо особо не дали развернуться, так что его присутствие в фильме незаметно.

А вот китайская актриса Тиань Цинь безусловно украсила фильм, и для мужской части аудитории это может перевесить и сценарные недостатки и неуместность Дэймона в главной роли.

Добавить комментарий