Шесть инфарктов опального киноклассика

457755043

При СССР тема Великой Отечественной войны была одной из важнейших в репертуаре советских идеологов, не мешало тщательно замалчивать крупнейшую в ее истории Днепровскую операцию воздушно-десантных войск. Официально считается, что результатом провального десантирования в сентябре 1943 года стала потеря 3,5 тысячи воинов. Однако непосредственный участник тех событий Григорий Чухрай утверждал, что во вражеский тыл отправили 14000 бойцов, из которых уцелели несколько сотен.

Воин-фронтовик, которому суждено было выжить после четырех ранений и стать выдающимся кинорежиссером, удивительно скептически относился к попыткам лакировки истории войны и был среди подписантов так называемого Письма 13 в марта 1966 года с требованием не допустить реабилитации Сталина. Неудивительно, что биография талантливого художника, фильмы которого – классика отечественного и мирового кинематографа, складывалась крайне непросто. Сейчас фильмы Чухрая можно найти практически в любой коллекции онлайн кинотеатров, в частности http://filmbb.ru/ – где собраны лучшие отечественные и зарубежные фильмы.

Уроженца украинского Мелитополя именуют исключительно российским режиссером. В Мариуполе Григорий Чухрай еще перед войной проходил срочную службу, а под Харьковом получил первое боевое крещение. Даже кинематографическая биография выпускника московского ВГИКа началась на Киевской киностудии им. А. Довженко.

Как ни прискорбно это признавать, родная земля, за которую воин-десантник Григорий Чухрай в годы войны пролил кровь, была не очень благосклонна к талантливому сыну. На предложение начинающего режиссера снять сейчас легендарный фильм «Сорок первый», который получил награду Каннского фестиваля, в Киеве ответили, что «нам верблюды не нужны».

Поэтому кинокартину, события которой разворачиваются в Приаралье, была создана на студии «Мосфильм», где, однако, крайне скептически отнеслись к очередному проекту Чухрая с необычным для того времени взгляд на события минувшей войны. На «Балладу о солдате» отпустили в пять раз меньше средств, чем планировали с начальной сметой, из-за чего фильм сделали черно-белым. Уже готовую кинокартину объявили «пасквилем на Красную армию», в котором ни героизма, ни батальных сцен, ни «руководящей и направляющей роли Коммунистической партии». За это Чухрай едва не поплатился партбилетом, что было равнозначно запрету на профессию.

Спасением стало покровительство Хрущева, которому фильм настолько понравился, что «Балладу о солдате» отправили на Каннский фестиваль. Там «пасквиль», который вошел в золотой фонд советского кинематографа, получил сразу две награды.

Однако на отношении к Чухрая это не отразилось, а его следующий фильм «Чистое небо» фактически попал на полку изъятых из проката кинокартин. Верхом издевательства над художником стал позорный момент, когда один из заместителей министра культуры СССР перед глазами режиссера использовал как пепельницу награду «Серебряный сомбреро», полученное «Баллада о солдате» на международном кинофестивале в Мексике.

Мало кто знает, что именно покровительство Григория Чухрая защитило выдающегося сценариста Валентина Ежова, фамилию которого вычеркнули из списка создателей «Баллады …», представленных в честь Ленинской премии. Именно этот литератор впоследствии написал сюжеты знаменитых «Белого солнца пустыни» и «Сибириада».

Платой за честность для Григория Чухрая стали аж шесть инфарктов. Не менее откровенные и горькие его слова о современной России и ее чеченских войнах: «В нынешней армии не узнаю армию. Мне кажется, что живу в чужой стране. Чужую жизнь, чужой народ».

Добавить комментарий