Восьмой год одиночества

Восьмой год одиночества

 

Международное жюри Одесского кинофестиваля считает украинские фильмы слишком холодными и бездушными.

Именно фестивальное действо даже намека на ту одиночество не мало. Все, как и раньше, было шумно, ярко и многолюдно. Такую концентрацию общение даже в общем говорливой Одессе не часто встретишь. Одиночество зияла с экрана. По крайней мере когда там демонстрировали украинские ленты. Как-то именно этого года отмечено определенный поворот от революционной романтики до глубокого, вплоть до патологии — психологического самокопания и безжалостного обличения социальных язв, разъедающих страну изнутри.

«Говорить современным языком с современным зрителем на важные на сегодня темы и не убегать от реальности», — так кратко взялся определить главную тенденцию разноплановой и разножанровой национальной программы украинский режиссер и сценарист Роман Бондарчук. На ОМКФ он работал в жюри конкурса европейских документальных фильмов. А также получил здесь «Золотого Дюка» за лучший украинский полнометражный фильм. Его Dixie Land — рассказ о детский оркестр и судьбы его артистов жюри национального конкурса признало лучшей среди 6 кинолент.

Высокую оценку на фестивале получила и тепла созерцательная лента «Главная роль», в которой режиссер Сергей Буковский снял свою мать артистку Нину Антонову, за что она получила «Дюка».

Две украинские полнометражные игровые ленты принимали участие в международном конкурсе. У них не убегали от реальности, речь была вполне современной, но рядовой зритель их не понимал, хотя профессиональный считал достойными. А от жюри мы услышали лишь о том, почему они не в лидерах.

Холодно

«Мы надеялись увидеть больше души, хотели бы, чтобы эти фильмы были не настолько холодными, — признался глава жюри международной конкурсной программы немецкий режиссер Кристиан Петцольд. — Было бы чрезвычайно приятно следующем году вернуться и почувствовать восторг от чрезвычайной истории и теплоту украинского кино».

«В украинских фильмах мы рады были увидеть безусловный поиск нового языка, желание найти собственное «я», — говорит еще один участник международного жюри кинокомпозитор Евгений Гальперин. — На самом деле поиск языка порой затмевает главную идею».

Длинные, порой однообразные планы и частые повторы имели бы подчеркнуть душевное состояние мужа, что на рубеже 50-летию потерял почти все, что было ему мило и привязывало к жизни: любимую женщину, отца и даже старого кота. Но рядовой зритель от этих приемов не в восторге.

«Я, видимо, еще не доросла до таких фильмов», — бросила на ходу какая-то женщина, уходя из зала на середине фильма «Уровень черного» Валентина Васяновича, представленного в международной и национальной программе фестиваля. Логично, что он получил награду «кино не для всех» от Международной федерации кинопрессы.

Две истории, одна страшнее за вторую, объединенные в ленте «Январь — март». Одна женщина страдает от тяжелых травм, которые получила в автокатастрофе, у второй мать переживает распад личности, вызванный болезнью Альцгеймера. Кстати в разных фильмах — длинных и коротких — раз подтвердилось, что радоваться жизни в этой стране невозможно. Молодая продавщица супермаркета, что успевает за перерыв сбыть украденные чулки и вынести на помойку своего выкидыша (короткометражка «Технический перерыв»), сумасшедшие от отупения и водки крестьяне (фильм «Припутни»), девушка, которую психически искалечил собственный отец (короткометражка «фигуры отца»). Атмосфера безысходности во многих фильмах. Где же теплые истории, которые хотелось бы увидеть международном жюри?

С тем, что во многих украинских лентах «сюжет не был главным», соглашается и представительница жюри национальной конкурсной программы украинский драматург Наталья Ворожбит. С одним лишь нюансом — ее это устраивает: «Мне часто мешает хорошо сделанный сюжет и стройная сюжетная линия. Хочется, чтобы было больше неожиданного в конкурсном украинском кино. Жду от фильмов откровений».

Теплее

Невольно подумалось, что для международного конкурса можно было предложить другие ленты. «Припутни» Аркадия Непиталюка имеют по-своему теплую историю, с героями не невесть какой красоты душевной, но не злых.

Реакция Натальи Ворожбит на попытку кого-то из журналистов записать этот фильм к разряду телевизионного мыла была эмоциональной: «Когда-нибудь на телевидении была возможной такая откровенная беседа о украинское село? Вы видели когда-нибудь такую органичную игру актеров? Вы видели такой реализм, от которого мурашки по коже?» На фестивале лента получила специальную награду национальной программы.

Хороший сюжет в дебютном полнометражном кино Марины Степанської «сломя Голову». Режиссер уверяет: «Для меня событие показ фильма в Одессе. Волнуюсь, потому что это первая встреча ленты с украинской публикой. Считаю это лучшим местом для такой встречи».

Прекрасно составил одесский экзамен и Павел Остріков с короткометражкой «Выпуск-97». Здесь тоже одиночество и отчаянная, обреченная на провал попытка выбраться из нее. И созвучный короткометражный «Дюк» от жюри национальной программы.

Тема одиночества отнюдь не была проигрышной, потому испанскую ленту «Лето 1993», которое признало лучшей международное жюри, было определено именно как «историю одинокого маленького человека, который очень хочет любви». А вот гран-при фестиваля, чью судьбу традиционно решает зрительская аудитория, получила комедийная драма «Король бельгийцев» режиссеров Петера Бросенса и Джессики Вудворт. В ленте речь идет о балканской путешествие короля Бельгии Николаса III. Один из продюсеров ленты Мера Сталєва секретом успеха этой дорожной истории считает «сплав реальности и легкого юмора». Именно он, мол, подкупил одесскую аудиторию.

«Чувство юмора — это то, что зритель понимает повсюду», — говорит еще один триумфатор ОМКФ-2017 китайский режиссер Ген Цзюн. Его фильм «Свободно и легко» получил награду международного жюри и сравнения с произведениями о Остапа Бендера.

Кажется, мало кто в Европе имеет такую причастность к драм и трагедий, как украинцы. И признан в мире продюсер и режиссер Марианна Каат (на фестивале она оценивала европейские документальные фильмы) считает это лишь одной из предпосылок возможного кинематографического подъема нашей страны.

«Украина стоит перед большими вызовами, а украинское кино — это очень серьезная заявка на большой массовый успех. Все это могло родиться в свободной стране, которая пережила шок, где на государственном уровне начали поддерживать индустрию кино».

Энтузиазм не должен быть голым

«Я рад, что удалось убедить первых лиц государства, и на этот год на поддержку кино было предусмотрено полмиллиарда гривен», — рассказывал журналистам на красной дорожке фестиваля министр культуры Евгений Нищук. Очень убедительна эта цифра на фоне тех 63 миллионов, что дало государство на кино в 2014-ом. Поддержку от Госкино было видно в титрах многих украинских фильмов. Полностью за счет государства был снят фильм «сломя Голову». На нее было предоставлено 10 миллионов гривен. Фильмы, снятые при поддержке Госкино, никак не похожи на пропагандистскую заказуху. Среди них были и такие, что довольно жестко критикуют нынешнюю действительность. Есть все основания считать, что главный критерий при распределении средств — качество киноматериала. Надеемся, что украинские ленты будут собирать полные залы зрителей, привыкших к хорошему кино. А Одесский кинофестиваль обещает и в дальнейшем помогать в этом благом деле.

Добавить комментарий