Наш проводник в мир сказочных героев — доцент кафедры фольклористики Института филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Олеся Наумовска.
Госпожа Олеся — специалист по фольклору народов мира, она имеет около 60 научных и учебно-методических работ по фольклористики.
Сами себе принцессы
В сказках всего мира конфликт между мачехой и сиротой, однако украинские сказки, основанные на этом сюжете, в корне отличаются от других.
Вспомните: в западноевропейских сказках конфликт всегда разворачивается между красавицей-мачехой и красавицей-сиротой, об этом рассказывают и «Золушка», и «Белоснежка». Красота — главная черта героинь, герой — богатый человек — должен полюбить красивое личико и стройную талию.
На Западе быть «на свете всех милее и красивее» — это вопрос выживания, ведь женщины не имели права наследования или права собственности, а следовательно, без прекрасного принца героиня, стремилась жить долго и счастливо, никак не могла обойтись.
В Украине иначе: наследие передавалось по материнской линии и шло только по женской линии: никто из мужчин не мог на нее претендовать.
Эта традиция брала начало с древних времен и продолжалась до казачества.
Что же ценили в украинской женщине гораздо больше красоты?
Ответ снова дадут сказки — главной добродетелью девушки считалась трудолюбие.
Умение обрабатывать землю и вести быт, создавать домашний уют — вот что было залогом удачного брака в том числе и для сказочных героинь. Именно благодаря этому украинская Золушка — Дедова дочь — всегда выигрывала у злой мачехи и ее ленивой дочери.
Илья Муромец — наш
Древнейшим жанром героического эпоса украинского народа были былины.
В пользу их украинского происхождения говорит, во-первых, время возникновения — в период становления Киевской Руси.
Во-вторых, места, где в былинах происходят события, — это Киев, Чернигов и др.
Так, в былине богатырь Илья Муромец доезжает из дома в Киев всего лишь «от заутрени к обедне». И неудивительно, ведь его дом совсем рядом — это городок Муромских, что на Черниговщине (по другим преданиям — одноименный островок неподалеку от Киева).
А другой богатырь Кирилл Кожемяка, изначально жил в Киеве.
Как же случилось, что этих супергероев мы преимущественно знаем в контексте русских сказок? Дело в том, что у украинцев, несмотря на развитую устное народное творчество, не было традиции записывать тексты сказок и легенд. Истории передавались из уст в уста — таким образом дошли они впоследствии и к северным соседям, которые охотно их присвоили и перекроили на свой лад.
И Кощей Бессмертный — также
В украинской сказке об Иване Ветре главным антигероем ужасный змей Козьолок, преодолеть который в поединке никому не удавалось.
Потерпев поражение, Иван Ветер решает действовать хитростью: с помощью женщины змея выведывает, где же хранится сила Козьолка. И оказывается, что она — в чистом поле, где под большим камнем спрятано сундук.
В сундуке — заяц, в зайцы — утка, в утке — яйцо, разбив которое, Иван и преодолевает змея. Знакомый сценарий? Конечно.
Однако, в пользу его украинского происхождения говорит тот факт, что, по мнению исследователей, сюжет сказки об Иване Ветра, которая в своем современном виде имеет много тематических наслоений разных эпох, впервые возникла еще во времена архаики, а следовательно, Козьолок значительно старше российского Кощея Бессмертного.
7 героев, которые есть только в украинских сказках
Сюжеты сказок во всем мире часто имеют общие мотивы и похожих героев. Однако, есть персонажи, которые встречаются только в украинских сказках.
Это Девушка-семилетка — ребенок, который, имея всего лишь 7 лет, спасает отца от разорения, одну за другой разгадывая его чрезвычайно сложные загадки господина.
Пан Коцкий — старый кот, которого хозяин вывел в лес умирать, но вместо того хитрый кот неплохо устроился, обманув всех лесных зверей, да еще и взяв лисичку в жены.
Есть у нас и эксклюзивные персонажи-ужас: Зализноноса Баба, мать черта, страшная ведьма с железным носом — настолько большим, что до пола достает, а также Кобылья Председатель — она обладает способностью летать и может наградить за трудолюбие огромным сокровищем или же — съесть за лень.
Также аутентичные украинские герои — Ивасик-Телесик, мальчик, сбежавший от змея на крыльях лебедя, и Котигорошко, который разобрался со змеем по-своему — одним ударом огромной булавы.
А еще интересный персонаж — видимо-невидимо: невидимый волшебный помощник, который помогает бедному мужу проучить жестокого.
Сказки-путешественники
Некоторые украинские сказки переехали в другие страны.
Так, например, Котигорошко «перебрался» в соседней Беларуси, а сказка «О Ужа-царевича и верную жену» известна в Литве как «Эгле — королева ужей».
Украинская сказка «Про Ивана Богатого» — это то же, что и французская сказка «Кот в сапогах».
Но есть примеры гораздо более широкого «покрытие»: так, украинский «Кривенька уточка» известна в Японии под названием «Журавка», «О богатого и бедного брата» — во Вьетнаме как «Карамблола», а сказка «Почему море соленое» с таким же названием и сюжетом существует на Филиппинах.
Отечественный «мастер Йода»
Украинские сказки удивительным образом переплетаются не только со сказками других народов мира, но и с поп-культурой.
Вот, например Ох — персонаж из одноименной сказки: маленький, зеленый, очень умный, наделенный волшебной силой.
К тому же — учитель, берет себе в науку парня, из которого с помощью очень жестких (или даже жестоких) методов делает того же могучего волшебника, как и он сам.
Неизвестно, придумывая своего мастера Йоду, Джордж Лукас знал об украинском Оха, но получилось очень похоже.
«Плохишей» не на 100%
Отдельно отличает украинские сказки, так это отсутствие полностью отрицательных персонажей. Исследователи объясняют этот факт древним происхождением большинства сюжетов сказок, которые возникли еще задолго до прихода христианства с его однозначным делением на черное и белое.
Так, например, самый популярный злотворець Змей в сказках проявляет рыцарское благородство: устраивает угощение герою, что пришел его побороть, всегда спрашивает «будем биться или мириться?», Передает противнику право первого удара и тому подобное.
В древних украинских сказках зло могло быть с одной стороны грозным, а с другой — вспомогательным. Например, русалки — они могут защекотать, если не ответить на загадки: то есть наказывают за отсутствие ума.
Водяной может затянуть на дно того, кто купается под колесом мельницы, чего делать нельзя.
Лешие насылает вечный сон на тех, кто работает в поле в полдень, когда солнце наиболее печет. То есть сказочные условно злые герои служат для регламентации поведения.
Ярко выраженные негативные признаки появляются в подобных персонажей только с течением времени. Например, в украинском использовался культ волка: еще в архаических времен люди поклонялись ему как тотемному божеству.
В его честь мужчины племени одевали на себя кожи и пытались уподобиться волчьей стаи, выли на луну.
С приходом христианства языческие боги и тотемные животные были демонизированы, и таким образом вовкодлакы (люди в волчьих шкурах, что поклонялись божеству но не совершали чего-то плохого) превратились в оборотней — однозначно отрицательных персонажей-убийц.
Украинский «аватары»
Как известно, слово «аватар» (или «аватара») означает воплощение божества в различных образах. В индуизме этот термин чаще всего ассоциируется с Вишну и его десятью основными аватарами, самые популярные из которых Кришна и Рама.
Аватары отражают различные черты и проявления одного божества, и в украинском сказках тоже очень похожи существа. Их трудно сосчитать: это такие персонажи, как Вернидуб, Вернигора, Человек, который ел и никогда не наестся, Пийвода, Холод и тому подобное.
Валентина Измайлова