На Львовской площади в Киеве появился памятник французской королеве Анне

 

памятник французской королеве Анне

 

В сквере на Львовской площади в Киеве открыли памятник «Анна Ярославна. Королева Франции».

Открыли торжественно, я бы добавила: традиционно торжественно; с перформансом, с уважаемыми гостями, в частности послом Франции в Украине Изабель Дюмон и министром культуры Евгением Нищуком, с поздравлениями учащихся французских киевских школ.

Анна Ярославна, или Анна Киевская — дочь Ярослава Мудрого, вышла замуж за французским королем Генрихом І и после его смерти стала королевой Франции, а еще — прабабушкой 30 французских королей.

Эта историческая фигура окутана легендами, и уже трудно сказать, что из того правда, а что миф.

Но как же приятно знать, что во время заключения брака именно подпись нашей родоначальница стоял рядом с «крестиком» короля Франции.

Неоспоримым является тот факт, что именно Анна Ярославна — одно из свидетельств нашей европейской истории, и монумент этой незаурядной личности уже давно должен был бы появиться в Киеве.

Автор идеи памятника — Федор Баландин, а реализовал ее скульптор Константин Скритуцкий.

Скульптура сделана из бронзы — классического материала для памятников исторических личностей. Однако сама идея несколько неожиданная.

Автор изобразил Анну не монархиней, не женщиной, которая стала первым лицом европейского государства, а маленькой девочкой.

По словам Константина Скритуцкого, идея заключалась в том, чтобы показать маленькую киевлянку, девочку с серьезной родословной.

Она еще не королева, но уже «словно подразумевает свою непростую судьбу».

Вдохновляли художника ученицы французской школы имени Анны Киевской, поэтому это такой себе собирательный образ этих украинок-француженок:

«Пытался делать ее без каких-то характерных черт, чтобы они никого не раздражали. Девочка приятная, веселая, красивая», — рассказывает Константин Скритуцкий. Поскольку не сохранилось никаких данных о ее параметрах, то автор просто доверился своему воображению.

Относительно места, то оно неслучайно:

«Рядом улица его отца — Ярослава Мудрого. Этим направлением в те времена и теперь ехали в Европу, а потом возвращались. И она как маленькая девочка интересуется тем, что происходит, наблюдает за всем вокруг», — говорит скульптор.

На мой вопрос, воспримут киевляне и гости города такую Анну Ярославну, так же, видимо, представляли ее немного иначе, Константин Скритуцкий ответил: «У каждого свое восприятие, и я как художник имею право на свое».

Убеждена, что не только я представляю себе Анну по крайней мере такой, как изобразили ее скульпторы Валентин и Николай Знобы, речь идет о памятнике во французском городе Санлис.

Однако киевское видение художника тоже имеет право на жизнь. В конце концов нам, в отличие от, например, соседа, не надо писать псевдоистории и подкреплять ее монументальными скульптурами-небоскребами, чтобы быть убедительными.

Новый памятник — это некий образец садово-парковой скульптуры — скорее для украшения сквера, а не увековечивания памяти украинской француженки.

Поэтому вопрос об установке монумента памяти Анны Ярославны, королевы Франции, остается открытым.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.