В сквере на Львовской площади в Киеве открыли памятник «Анна Ярославна. Королева Франции».
Открыли торжественно, я бы добавила: традиционно торжественно; с перформансом, с уважаемыми гостями, в частности послом Франции в Украине Изабель Дюмон и министром культуры Евгением Нищуком, с поздравлениями учащихся французских киевских школ.
Анна Ярославна, или Анна Киевская — дочь Ярослава Мудрого, вышла замуж за французским королем Генрихом І и после его смерти стала королевой Франции, а еще — прабабушкой 30 французских королей.
Эта историческая фигура окутана легендами, и уже трудно сказать, что из того правда, а что миф.
Но как же приятно знать, что во время заключения брака именно подпись нашей родоначальница стоял рядом с «крестиком» короля Франции.
Неоспоримым является тот факт, что именно Анна Ярославна — одно из свидетельств нашей европейской истории, и монумент этой незаурядной личности уже давно должен был бы появиться в Киеве.
Автор идеи памятника — Федор Баландин, а реализовал ее скульптор Константин Скритуцкий.
Скульптура сделана из бронзы — классического материала для памятников исторических личностей. Однако сама идея несколько неожиданная.
Автор изобразил Анну не монархиней, не женщиной, которая стала первым лицом европейского государства, а маленькой девочкой.
По словам Константина Скритуцкого, идея заключалась в том, чтобы показать маленькую киевлянку, девочку с серьезной родословной.
Она еще не королева, но уже «словно подразумевает свою непростую судьбу».
Вдохновляли художника ученицы французской школы имени Анны Киевской, поэтому это такой себе собирательный образ этих украинок-француженок:
«Пытался делать ее без каких-то характерных черт, чтобы они никого не раздражали. Девочка приятная, веселая, красивая», — рассказывает Константин Скритуцкий. Поскольку не сохранилось никаких данных о ее параметрах, то автор просто доверился своему воображению.
Относительно места, то оно неслучайно:
«Рядом улица его отца — Ярослава Мудрого. Этим направлением в те времена и теперь ехали в Европу, а потом возвращались. И она как маленькая девочка интересуется тем, что происходит, наблюдает за всем вокруг», — говорит скульптор.
На мой вопрос, воспримут киевляне и гости города такую Анну Ярославну, так же, видимо, представляли ее немного иначе, Константин Скритуцкий ответил: «У каждого свое восприятие, и я как художник имею право на свое».
Убеждена, что не только я представляю себе Анну по крайней мере такой, как изобразили ее скульпторы Валентин и Николай Знобы, речь идет о памятнике во французском городе Санлис.
Однако киевское видение художника тоже имеет право на жизнь. В конце концов нам, в отличие от, например, соседа, не надо писать псевдоистории и подкреплять ее монументальными скульптурами-небоскребами, чтобы быть убедительными.
Новый памятник — это некий образец садово-парковой скульптуры — скорее для украшения сквера, а не увековечивания памяти украинской француженки.
Поэтому вопрос об установке монумента памяти Анны Ярославны, королевы Франции, остается открытым.