За информационной ширмой безразличия

За информационной ширмой безразличия

 

Разговоры о том, что газеты якобы уже отжили свое, слышу не впервые. Мол, интернет, телевидение, мобильная связь уже положили газеты в архив. Да, нам повезло жить во время небывалого научно-технического прогресса, в век информации. Мы окружены ею, когда читаем книги и газеты, слушаем радио, смотрим ТВ, общаемся между собой. Когда благодаря техническому прогрессу возникли новые средства общения, а вместе с ними — и новые ценности.

Если верить пророчествам средств массовой информации, мир стремительно движется от печатных изданий к электронным. Кое-кто считает, что время бумажных безвозвратно проходит.

Масла в огонь подлил недавно один из коллег-журналистов, который публично (и не только он) спешит отправить такое общественное явление, как газеты и журналы, на свалку истории. Однако стоит ли? Показываю знакомому изданию из Германии, Израиля, Объединенных Арабских Эмиратов, свежие мексиканские газеты, пахнущие типографской краской (только коллеги привезли из командировки). Спрашиваю: неужели в этих странах бумажные издания нужны, а у нас нет? На это получаю ответ: мол, та же информация есть и в сети. А сколько людей читает именно информационные сайты? Да и, закрыв газеты, не создадим информационный вакуум?

Заглянем в статистический бюллетень: количество пользователей интернета в области в прошлом году выросла на 20,9% и составила 102,9 тысячи абонентов (на 1 миллион 226 тысяч населения). Допустим, что даже половина из этих пользователей читают новости на сайтах. Получим цифру, даже меньше тиражей областных, городских и районных печатных изданий, поступающих в область.

Да, тиражи газет падают, а количество пользователей современных гаджетов растет. Но и через 5-10 лет все квартиры и тем более сельские подворья получат качественный доступ к интернету. Далеко не каждому нравится часами сидеть перед монитором, а полистать страницы любимой газеты за чашкой кофе или чая — совсем другое дело.

Вопросом выживания газет интересуются и ученые. Так, исследователи Nieman Journalism Lab (гарвардская лаборатория журналистики имени Нимана) предусматривают новый расцвет медиа-бизнеса уже за несколько лет. Поэтому ученые заметили несколько тенденций, которые будут способствовать возрождению печатных изданий, прежде всего новостных проектов. Исследования показывают: чем больше появляется новых устройств, тем больше мы тратим времени на просмотр новостей. Однако благодаря интернету издатели доподлинно узнали о потребности аудитории. Теперь они понимают, чего именно хотят читатели и (что очень важно) рекламодатели. Среди причин выживания газет — платный доступ к контенту: более 500 ежедневных газет во всем мире ограничивают доступ к своим материалам онлайн (в той или иной форме).

Никак не обойти в этой дискуссии вопрос качества информации. Она очень разнится на сайтах, где основное — скорость подачи новостей, и в газетах, где над каждым предложением рассуждают, проверяют, виполюють немало ляпов и неточностей. Конечно, есть немало сайтов с качественными командами новостников. Но имеют ли они механизмы самоокупаемости, как предоплата или продажа газеты? Монетизация новостного онлайн-контента — пока сложная задача даже для крупных игроков рынка. Тем временем любая районка имеет такие механизмы и не столь зависима от кошелька и настроения владельца.

«Мы без газет прекрасно обходимся, не выписываем их. Так, тратим силы и время на поиски информации в интернете, новости черпаем из телевидения, зато никому не платим», — не унимается собеседник.

И много теряете! Даже в собственном развитии, не говорю уже про уровень обучения студентов. Ведь немцы, американцы и жители многих других технически развитых стран поняли потребность в бумажных изданиях. Журналист известной в Германии газеты «Франкфурт Альгемайне Цайтунг» рассказал, что каждому, кто хочет поселиться во Франкфурте, мэрия вручает специальный пакет со справочными материалами. Среди них и несколько номеров этой газеты. Именно так воспитывают культуру и ответственность: читая газету, человек будет знать обо всех новостях города, работу служб, будет иметь координаты коммунальщиков, правоохранителей.

В противовес прагматичным немцам о нашей экономию на чтении газет не раз приходилось слышать и в областных управлениях государственных структур. Кое-где не выписывают ни одной (даже официальной!) газеты во многих органах власти. Что это — халатность, непрофессионализм? Или, возможно, за ширмой информационной равнодушия кто-то хочет превратить нас из читающей нации на невежд?

Добавить комментарий