Нужно ли будущим инженерам хоровое пение, или Зачем инженеру «мыслить симфонически»?

«Техническая мысль неотделима от искусства, литературы и музыки. Не мыслю инженера вне культуры. Не приобщившись к Пушкину и Лермонтову, Чехову и Толстому, Репину и Чайковскому, он не достигнет ничего… Инженер должен мыслить симфонически…» — это высказывание принадлежит гениальному русскому инженеру, изобретателю Владимиру Григорьевичу Шухову, создателю знаменитой телебашни в Москве.

Нужно ли будущим инженерам хоровое пение, или Зачем инженеру «мыслить симфонически»?

Именно эти слова: «Инженер должен мыслить симфонически» — стали лейтмотивом прошедшего в апреле 2015 г. Первого хорового конкурса технических вузов России «Благовест», организованного Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СпбПУ), «Фондом Белого зала СПбПУ» и Ассоциацией содействия духовно-нравственному просвещению «Покров» при поддержке Министерства образования и науки России, Комитета по молодежной политике Санкт-Петербурга.

Выступления студенческих хоров оценивало авторитетное жюри, в составе которого известные композиторы, хоровые дирижеры и музыканты-исполнители — композитор Яков Дубравин, солистка Мариинского театра Ольга Кондина, главный хормейстер Михайловского театра Владимир Столповских, профессор Санкт-Петербургской Государственной консерватории, заслуженный деятель искусств России Борис Абальян и др.

Нужно ли будущим инженерам хоровое пение, или Зачем инженеру «мыслить симфонически»?

Хор Ульяновского Университета, получивший Гран при конкурса
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Конкурс проходил с 17 по 19 апреля на сцене прекрасного Белого зала СПбПУ, в нем участвовали 11 хоровых коллективов из 5 городов — Иркутска, Екатеринбурга, Ульяновска, Москвы и Петербурга. Все концерты — прослушивания и заключительный, Гала-концерт, были общедоступными, бесплатными. Я, к сожалению, попала только на последний концерт и то совершенно случайно — пригласила подруга, живущая рядом с Белым залом СпбПУ.

Концерт произвел на нас прекрасное впечатление! Очень понравились исполнения как духовных, так и светских произведений, особенно ярко звучали народные песни. Молодежь, участники коллективов, сидели в зале вместе со зрителями и оттуда поднимались на сцену, и так было приятно смотреть на них! Нас восхитили их светлые, одухотворенные лица, какая-то внутренняя строгость, аккуратность. Ведь часто с экранов телевизоров нам пытаются показать, какая у нас теперь необразованная, некультурная молодежь. А эти парни и девушки достойны уважения: учась в технических вузах, что весьма сложно, еще находят время петь в хоре.

При подведении итогов конкурса и вручении наград Борис Игоревич Кондин, заместитель председателя оргкомитета, директор Департамента молодежного творчества и культурных программ СпбПУ, сказал, что такие конкурсы оказывают влияние на формирование творческого потенциала будущих инженеров, «помогают объединить поющих студентов-политехников — будущую инженерную элиту стран».

В советское время, в недалеком прошлом, хоровое искусство было очень популярно. Вспомните, хор был в каждой школе, в каждом вузе, на многих предприятиях. А сколько было академических народных хоров — практически в каждом регионе: Северный русский народный, Воронежский, Кубанский казачий, имени Пятницкого, Сибирский и Омский, Волжский и Уральский и т. д., и на их концертах залы были полными!

Нужно ли будущим инженерам хоровое пение, или Зачем инженеру «мыслить симфонически»?

Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Наш народ всегда любил петь коллективно. Наши бабушки и родители, представители самых разных профессий, с удовольствием пели в семейном кругу. Для этого не надо было иметь специальное музыкальное образование. Я помню, что ни один домашний праздник не обходился без песен, и в детстве, и позже, уже в Клайпеде, когда собиралась родня мужа — все были на редкость голосистыми и знали множество старинных русских песен. А сегодня много ли вы знаете молодежи, которая дома в праздники поет? Нынче традиция хорового и семейного пения почти утрачена, многие считают, что это пережиток прошлого. А ведь хоровое пение — это возможности для познания мира музыки, путь к эстетическому личностному совершенствованию. С хорового пения начиналась вся музыкальная культура Руси.

Дипломы лауреатов конкурса присуждались по двум номинациям — «Духовная музыка» и «Светская музыка». Главным лауреатом, получившим Гран-при конкурса по единогласному решению жюри стал хор студентов и преподавателей Ульяновского государственного университета. Получая Диплом и приз конкурса, один из певцов, к сожалению, не запомнила его фамилию, сказал: «Музыка нужна инженеру в первую очередь, поскольку инженер — это творец, создатель чего-то нового. А тому, кто создает, нужна гармония, которая будет проявляться в творениях инженера».

В номинации «Духовная музыка» лучшими стали Молодежный хор «Полигимния» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (1 место) и Камерный хор Московского физико-технического государственного университета (2 место). 3-е место не присуждалось.

По номинации «Светская музыка» лучшим признали Камерный хор Московского физико-технического университета, на втором месте — Камерный хор СПбГПУ им. Петра Великого; на третьем — хоровой ансамбль «Кантус» Петербургского государственного университета путей сообщения. А мне ещё очень понравился хор «Гуадеамус» Морского технического университета Санкт-Петербурга.

Нужно ли будущим инженерам хоровое пение, или Зачем инженеру «мыслить симфонически»?

Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

В финале, после награждения, сводный хор и все зрители стоя исполняли не стареющий гимн всех студентов «Гуадеамус» (Gaudeamus igitur), и от этого исполнения чувствовалось такое единение, что бежали мурашки по коже, а у пожилых зрителей наворачивались слезы на глаза.
Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.