Немецкая нефть на переломе войны

Немецкая нефть на переломе войны

Документальные находки даже в темах, казалось бы, многократно истоптанных, бывают очень интересными и переворачивающими незыблемые представления. Вот в РГВА, в фонде Рейхсминистерства экономики мне удалось найти документ, важность которого для военно-экономической истории нацистской Германии переоценить трудно. Это справка о нефтяном балансе Германии за 1941–1943 годы, составленная 31 октября 1942 года (РГВА, ф. 1458к, оп. 3, д. 458, лл. 4–5).

Это, в сущности, полноценный нефтяной баланс, в котором учтены все источники нефти и нефтепродуктов, весь расход, с разделением на военный и гражданский, а также все поставки союзникам, зависимым странам и на оккупированные территории. Полная картина того, откуда Рейх получал нефть и как ее использовал.

Нефтяной баланс Германии

Я свел все цифры этого документа в общую таблицу в виде баланса, для удобства обозрения. Данные за 1943 год плановые, но это обстоятельство в целом, не препятствует оценке положения. Все цифры в 1000 тонн:

Немецкая нефть на переломе войны

* Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия, Франция, Сербия, Хорватия, Греция

** Финляндия, Болгария, Словакия, Швейцария, Швеция

Данные на 1943 год представляют собой еще не сведенный баланс, так что в итоговых данных за этот год указаны пожелания и наличные возможности. Разница между ними составляла 3350 тысяч тонн нефтепродуктов.

Указание на ввоз из Румынии и Венгрии означает, что эти страны покрывали свои потребности в нефтетопливе самостоятельно и продавали Германии излишки их производства. В Италии тоже была добыча нефти и газа и драматическая история борьбы за увеличение добычи.

В сведении баланса за 1943 год предусматривалось использование генераторов на дровах, что дало бы высвобождение 500 тысяч тонн нефтепродуктов, а также с середины 1943 года поступление 300 тысяч тонн нефти с Кавказа. Остальные 2550 тысяч тонн, указанные в заявках на потребление, были бы срезаны, как делалось и в 1942 году.

Немецкая ставка на уголь и синтетическое топливо

В предыдущих статьях приводились документы с оценкой потребления топлива Германией во время войны, которые были составлены в 1939–1940 годах. В них потребление оценивалось в диапазоне от 6 до 10 млн тонн. В общем в этих оценках немецкие специалисты не ошиблись. Собственно потребление в Германии, гражданское и военное, в 1941 году составило 8,7 млн тонн, а в 1942 году – 8 млн тонн.

При этом оценки развития производства синтетического топлива, которые в начале войны составляли 2,5–3 млн тонн в год, оказались ошибочными. В действительности немецкое производство синтетического топлива было вдвое большим. И уже в 1941 году достигло 5,6 млн тонн, составив 64,3 % от собственно германского потребления нефтепродуктов.

Этот источник горючего возрастал почти всю войну, вплоть до мая 1944 года. Строились новые заводы синтетического топлива. По состоянию на 1 апреля 1943 года в постройке было мощностей по производству синтетического топлива и масел на 3841 тысяч тонн в год. И они должны были вступить в строй во второй половине 1943 года и в течение 1944 года (РГВА, ф. 1458к, оп. 3, д. 458, л. 2–3). Мощности могли бы превысить 11 млн тонн, что покрыло бы все основные потребности Германии в топливе в военное время.

Немецкая нефть на переломе войны

Один из немецких топливных проектов – фабрика по производству бензина из нефтеносных сланцев в Кохтла-Ярве, Эстония. Фабрика была и до войны, но немцы ее намеревались расширить

Это вело к тому, что Германия сокращала свою зависимость от сырой нефти, в частности – румынской.

Кстати, в этой справке указывалось, что поставки нефтепродуктов из Румынии сталкиваются с трудностями. И что эта страна, имея значительное внутреннее потребление, не хочет его сократить и заменить нефтетопливо на уголь. Немцы пытались менять уголь на мазут, который использовался на румынских железных дорогах, но получили длинную, малоприятную и не слишком результативную эпопею. Румыны цепко держались за свою выгоду.

Отсюда следует такой вывод. Немцы изначально делали ставку на синтетическое топливо из угля. Угольных ресурсов Рура, Силезии и в перспективе – Донбасса им вполне хватало для покрытия мыслимых военно-экономических потребностей.

Перераспределение потребления нефтепродуктов

Нефтяной баланс Германии, который в действительности является также нефтяным балансом всех стран, контролируемых Германией, довольно наглядно показывает, что важнейшей мерой сведения этого баланса стало резкое сокращение потребления в гражданском секторе.

Потребление нефтепродуктов собственно в Германии упало с 6,2 млн тонн в 1938 году до 3,9 млн тонн в 1941 году, то есть сократилось до 62,9 % от довоенного уровня.

Было бы интересно посмотреть структуру потребления нефтепродуктов в промышленности и коммунально-бытовом секторе и изменения, вызванные военно-мобилизационными мерами. Возможно, что такие документы будут найдены позднее.

Однако сокращение внутреннего гражданского потребления нефтепродуктов прошло, скорее всего, за счет падения расхода мазута на электростанциях и замены его на уголь, резкого уменьшения выдачи бензина для частных нужд и керосина для освещения, а также снижения вообще автомобильных перевозок и передачи грузов на железнодорожный и водный транспорт.

Нейтральные страны Европы в 1938 году потребляли 9,6 млн тонн нефти. А в 1941 году их потребление составило всего 1,75 млн тонн или 17,7 % от довоенного уровня. В этих странах, отчасти оккупированных, отчасти зависимых, отчасти союзных, остались лишь самые необходимые потребности в нефтепродуктах, которые Германия обязалась удовлетворить. Это топочный мазут для судов, бензин для автомобилей и самолетов, а также смазочные масла.

Немецкая нефть на переломе войны

Немецкий грузовик с топливом в оккупированном Мозыре

За счет этого резкого сокращения потребления нефтепродуктов в гражданском секторе Германии и в контролируемых Германией странах получилось выделить квоту для снабжения топливом немецкой армии, флота и авиации. По существу, потребление нефтепродуктов было значительно перераспределено в пользу армии.

Была ли борьба за нефть?

В смысле, так уж жизненно важно для Германии было во что бы то ни стало захватить и использовать нефть Кавказа?

Нефтяной баланс Германии показывает – нет. Жизненная необходимость в захвате кавказской нефти отсутствовала.

В своей предыдущей статье, посвященной захваченной немцами майкопской нефти, я сделал вывод, что она не рассматривалась как источник для снабжения Германии, по крайней мере, в обозримой для них перспективе. Это был чисто аналитический вывод, который оказался подтвержденным другим документом.

Справка о нефтяном балансе Германии составлена 21 октября 1942 года, то есть еще до завершения боев за майкопские нефтепромыслы. С учетом скорости передачи информации и времени для подготовки документа, справка учитывает состояние дел в лучшем случае на сентябрь 1942 года. В их распоряжении был уничтоженный НПЗ в Краснодаре и восточная часть майкопских нефтепромыслов. В предположении, что с середины 1943 года будет получено 300 тысяч тонн нефтепродуктов с Кавказа, имелась в виду именно майкопская нефть и временный НПЗ в Краснодаре, который к марту 1943 года, по оценке командира Technische Brigade Mineralöl, мог выдать 600 тонн в сутки или 219 тысяч тонн в год.

В этой справке не было ничего сказано ни про грозненскую, ни про бакинскую нефть. Вероятнее всего, эти нефтяные месторождения не рассматривались как потенциальный источник топлива.

Во-первых, потому, что они могли достаться в сильно разрушенном состоянии (как и майкопские нефтепромыслы). Перерабатывать нефть будет не на чем из-за разрушения заводов (как и Краснодарского НПЗ). И очень трудно будет вывезти нефтепродукты. Даже для снабжения немецких войск вывоз нефти из Баку (в случае его захвата) был бы невозможен в значительных масштабах без взятия нефтяного порта в Сталинграде и наливного флота, ходившего по Каспийскому морю и по Волге.

Потому немцы в ситуации, которая сложилась в конце 1942 года, были в первую очередь заинтересованы в перерезании линий снабжения нефтью и в изоляции Бакинского нефтедобывающего района. Возможно, скорее, в его уничтожении, чем в захвате и использовании.

Итак, направление поиска лучше повернуть в угольную промышленность и связанную с ней промышленность синтетического топлива. Поскольку уголь был главным топливным ресурсом Германии, то именно здесь можно надеяться сделать интересные находки.

Источник

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.