Великий Всеправославный собор: расклады для Украины

Великий Всеправославный собор: расклады для УкраиныВ 2016 году нас ждёт воистину историческое событие. Состоится Восьмой Вселенский собор (Великий Всеправославный собор), проведение которого ранее планировалось в Стамбуле (Константинополе). Но проходящий в Швейцарии Синаксис предстоятелей православных церквей принял решение перенести его на греческий остров Крит. Для нас главным будет рассмотрение так называемого «украинского вопроса»: признания Киевского патриаршего престола и единой поместной украинской церкви.

В качестве причины переноса места заседаний указываются «чрезвычайные объективные обстоятельства». Речь идёт об известном обострении российско-турецких отношений. Понятное дело, эти обстоятельства затрагивают исключительно Русскую православную церковь, поэтому именно Патриарх Кирилл (Гундяев) внёс такое предложение.

Подготовка к проведению данного собора длится ни много ни мало уже более 50 лет. Перечень вопросов, которые будут затрагивать иерархи православия, большой: вопрос о диптихе (порядке чередования глав поместных церквей для поминовения за богослужением), также вопрос о порядке предоставления автокефалии, о календаре, о постах и ??о втором браке духовенства. Но для нас главным будет рассмотрение так называемого «украинского вопроса», в частности, вопроса признания Киевского патриаршего престола и единой поместной украинской церкви.

Читателю на заметку: в процессе производственных отношений зачастую возникают трудовые споры, которые безусловно регулируются законодательством. Вместе с тем происходят ситуации при которых спор возможно разрешить только с помощью опытных юристов – узнать подробнее можно на сайте Юридическая компания “Эра права”.

Но давайте вернёмся к Синаксису, который проходит в эти дни в швейцарском городе Шамбези. Что он собой представляет вообще? Синаксис – внебогослужебное собрание православных христиан, посвящённое благочестивому чтению и псалмопению. Если перевести на мирской язык, это такой себе светский форум священнослужителей, православный аналог «Давоса», если хотите. В собрании в Шамбези примут участие 11 из 14-ти глав поместных православных церквей.

Об участии в Синаксисе заявили все предстоятели церквей, за исключением Патриарха Антиохийского Иоанна Х, митрополита всея Польши Саввы и архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима II. От их церквей на Синаксисе будут присутствовать официальные представители.

Во время проведения Синаксиса церковники обмениваются своими взглядами на происходящее и формируют свои позиции по определённым вопросам. В итоге должно быть сформулировано единое мнение предстоятелей церквей, которое будет решающим в принятии решений предстоящего Вселенского собора. К слову, в завершении первого дня работы уже созданы комиссия по регламенту и редакционная комиссия для подготовки текста итогового документа собрания.

И вот тут начинается самое интересное. Предстоятель РПЦ Кирилл на пару с митрополитом УПЦ МП Онуфрием готовят срыв «украинского вопроса». И, конечно же, чтобы отвести от РПЦ какие-либо обвинения в предвзятости, роль инициатора срыва «украинского вопроса» будет отведена именно предстоятелю УПЦ МП митрополиту Онуфрию. Одним словом, РПЦ хочет решением Вселенского собора раз и навсегда похоронить идею украинской поместной церкви, а вместе с этим и идею признания Киевского патриаршего престола. Ну, в принципе нормальная игра, как для ЗАО «РПЦ» и табачного полигарха-патриарха Гундяева.

Чтобы понять суть происходящего, давайте обратимся к истории. Взято из открытых источников, а именно из сайта «Религиозно-информационная служба Украины», «История Украинской православной церкви Киевского патриархата».

С начала своего основания Киевская митрополия находилась под юрисдикцией Константинопольской церкви. Руководить ею были поставленные Константинопольским Патриархом греки. В 1051 году известна первая попытка обретения независимости Киевской церкви от Константинополя, тогда без согласования с последним на киевскую кафедру избрали митрополита-русина Иллариона.

Точно так же в 1147 году митрополитом стал Климент Смолятич, его кандидатура тоже не была согласована с церковью-матерью. В начале XV века киевский митрополит Фотий бежал в Москву, прихватив с собой церковные ценности, что вызвало недовольство церковной и светской власти. Тогда было решено отстранить его от киевского престола. Новым митрополитом избрали Григория Цамблака и направили просьбу в Константинополь о его признании.

Однако под влиянием московского князя Василия и митрополита Фотия в Константинополе Григория не признали. В ответ Собор русских епископов в Новгорудке обвинил Патриарха в симонии и заявил о своём праве самостоятельно избирать митрополитов. Об этом решении сообщили в Константинополь, но ответа не получили. Тогда епископы Киевской церкви на следующем соборе в Новогрудке (1415 г.) сами рукоположили Григория Цамблака на митрополита Киевского, а в соборном послании по этому поводу напомнили о предыдущих таких случаях с митрополитом Илларионом и Климом.

Такие действия были названы каноническими (в качестве примера была взята традиция Болгарской церкви) и такими, что вызваны необходимостью. Новый митрополит получил признание от великого князя Витовта, который объяснил в письме Патриарху недостатки митрополита Фотия, в частности, что он нарушил обещание оставаться править в Киеве. В ответ сам митрополит Фотий проклял участников собора в Новогрудке и самого митрополита Григория, а тогдашний Патриарх Евтимий, по просьбе Фотия, лишил Григория церковного сана. Следующий Константинопольский Патриарх Иосиф II также проклял митрополита Григория.

Вернулся Фотий на киевский престол сразу же после смерти митрополита Григория. В очередной раз вопрос полной юрисдикционной независимости от Константинополя был поставлен во времена митрополита Петра Могилы (1632–1646), когда Киевская митрополия имела права широкой автономии. Однако, начиная с 1654 года, после подписания Богданом Хмельницким союзного договора с Московией, церковная жизнь украинцев начала развиваться по тем же законом, что и общественно-политическая. Уже в 1686 году Киевская митрополия была выведена из-под юрисдикции Константинопольской патриархии и включена в состав Московской церкви.

После избрания на Поместном соборе в 1990 году новым Патриархом Московским Алексия II (Ридигера) епископат УПЦ во главе с митрополитом Филаретом (который также был кандидатом на Московский патриарший престол) 9 июля 1990 года обратился к Патриарху и Синоду с просьбой о расширении самостоятельности в управлении УПЦ. На этом же собрании митрополит Филарет был избран предстоятелем УПЦ.

Вопрос статуса УПЦ рассматривался на ближайшем Архиерейском соборе РПЦ 25–27 октября того же года. Епископат РПЦ предоставил УПЦ «независимость и самостоятельность в управлении», отменил название «Украинский экзархат». Было также принято, что глава УПЦ избирается собором архиереев РПЦ, имеет титул «Митрополита Киевского и всей Украины», а также в пределах Украины носит титул «Блаженнейший». Назначение правящих и викарных архиереев, основание и отмена епархий в пределах Украины, согласно решению собора РПЦ, отводится Синоду УПЦ, а предстоятель УПЦ избирается епископатом УПЦ и благословляется Патриархом Московским. Предстоятелем УПЦ оставался бывший украинский экзарх – митрополит Филарет (Денисенко).

28 октября 1990 года в соборе Святой Софии города Киева Патриарх Московский Алексий II торжественно объявил решение Архиерейского собора и вручил митрополиту Филарету, главе УПЦ, Томос (Грамоту) о «самостоятельности и независимости» в управлении.

1–3 ноября 1991 года Поместный собор УПЦ, на котором участники подписали обращение к Патриарху Московскому, где просили предоставить УПЦ автокефалию и возвысить церковь до ранга патриархата. В частности, собор принял такое предложение: «Обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату Российской православной церкви с просьбой даровать Украинской православной церкви полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию». В обращении к главе Верховной Рады Украины митрополит Филарет писал, что «самостоятельность Украинской православной церкви в независимом Украинском государстве является канонически оправданной и исторически неизбежной».

После этого собора, по свидетельствам руководства РПЦ, из разных регионов Украины в адрес патриархии начали приходить письма с выражением нежелания поддерживать автокефалию УПЦ и с просьбой принять под прямое патриаршее управление в случае предоставления независимости УПЦ. Сторонники же автокефалии обвинили в появлении таких писем патриархию, что было обусловлено нежеланием Московской патриархии предоставить автокефалию УПЦ.

22 января в Киеве состоялось совещание епископов УПЦ, на котором было принято обращение к Патриарху Московскому и всем епископам РПЦ. В нём, в частности, говорилось, что «определённые силы, в том числе и из Москвы, сеют смуту среди монахов, духовенства и мирян в отдельных областях и тем самым фактически работают против православия в Украине.

Некоторые московские СМИ развернули клеветническую кампанию против предстоятеля Украинской православной церкви, пытаясь путём грязной клеветы смущать умы и сердца несведущих людей. В связи с провозглашением независимого государства Украина мы считаем, что настало время дарования полной независимости Украинской православной церкви, дарования автокефалии».

О необходимости автокефалии УПЦ заявил и глава ВРУ Леонид Кравчук, ссылаясь на независимый статус украинского государства.

Однако 3 архиерея – Онуфрий (Березовский), Сергий (Генсецкий) и Алипий (Погребняк) – отозвали свои подписи за автокефалию УПЦ. 23 января Синод УПЦ лишил их кафедр. Епископы Алипий и Сергий стали викариями Киевской митрополии, а епископа Онуфрия перевели на Ивано-Франковскую кафедру. Отказались от подписания обращения об автокефалии также и монахи Киево-Печерской лавры.

С 1 по 4 апреля 1992 года на Архиерейском соборе РПЦ в Москве обсуждалась просьба УПЦ о предоставлении ей автокефалии. На соборе длилась острая дискуссия. 6 иерархов УПЦ из западноукраинских епархий выступили за предоставление УПЦ автокефалии. Однако большинство иерархов РПЦ были против (часть высказалась за несвоевременность такого шага), но главной критике подвергся митрополит Филарет.

Подытоживая дискуссию, Патриарх Алексий высказался против предоставления автокефалии, а также призвал митрополита Филарета покинуть пост главы УПЦ.

30 апреля в Житомире епископы УПЦ: Агафангел (Савин) (в то время был вне штата), Иов (Тивонюк), Василий (Васильцев), Онуфрий (Березовский), Сергий (Генсецкий) и Алипий (Погребняк), а также представители духовенства и монашества из разных частей УПЦ выразили недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и попросили священноначалие РПЦ применить к нему канонические наказания. Совещание в Житомире также высказалось за то, чтобы на митрополичью\митропольную киевскую кафедру был избран митрополит Владимир (Сабодан).

6–7 мая в Москве состоялось заседание Синода РПЦ, на котором присутствовали епископы из Украины. Синод фактически отстранил митрополита Филарета от руководства УПЦ. А на Синоде 21 мая временно управляющим УПЦ был назначен митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), которому было поручено до праздника Троицы 1992 года собрать Собор архиереев УПЦ для избрания нового главы Украинской церкви.

Митрополит Филарет выступил с протестом против таких действий Синода, назвав их вмешательством во внутренние дела Украинской церкви. И в ответ на решение Синода созвал в Киеве «Всеукраинскую конференцию в защиту канонических прав УПЦ». Конференция осудила постановление Синода РПЦ от 7 и 21 мая, а также обратила внимание, что епископы, выступившие против митрополита Киевского, нарушили Устав УПЦ. Конференция также обратилась к Вселенскому Патриарху. В своём обращении участники конференции говорили о справедливости предоставления УПЦ автокефалии, ссылаясь на аннулирование подчинения Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году, поскольку Украина стала независимым государством.

22 мая 1992 года в Киеве состоялся Всеукраинский форум в защиту украинского православия, в котором приняли участие епископы, духовенство, миряне УПЦ и УАПЦ. А 25–26 июня 1992 года в Киеве в резиденции митрополита Филарета состоялся Всеукраинский православный собор, объединивший Украинскую автокефальную православную церковь и часть Украинской православной церкви (Московского патриархата) в единую структуру – Украинскую православную церковь Киевского патриархата.

Создание такой структуры поддержал Президент Украины Леонид Кравчук. На сегодняшний день епископат УПЦ Киевского патриархата насчитывает около 40 архиереев, в Украине действует 4371 приход, все они объединены в 29 епархий. Функционируют Киевская и Львовская православные богословские академии, семинарии в Луцке и Ровно, Богословский институт в Ивано-Франковске, теологическое отделение философско-теологического факультета Черновицкого национального университета.

По данным Киевского патриархата, более 10 млн человек взрослого населения Украины принадлежат к этой церкви.

от, собственно, и цена вопроса. Выходит так, что «раскольники» именно представители УПЦ МП, которые против воли своего законного иерарха, митрополита Филарета, пошли на поводу у РПЦ. РПЦ, в свою очередь, ещё раз продемонстрировала, что имперский дух в российской церкви так же успешно прижился, как и во властных кругах РФ.

Синаксис (совещание) глав поместных православных церквей, который предваряет Всеправославный собор, запланированный на лето 2016 года, начал свою работу 21 января. Патриарх РПЦ Кирилл и предстоятель УПЦ МП, блаженнейший митрополит Онуфрий уже отбыли в Женеву для участия в событии. Будьте уверены, что единую позицию они уже выработали.

Известно, что Патриарх Кирилл уже пошёл в наступление и потребовал от Вселенского Патриарха Варфоломея отбросить всё, что связано с контактами Вселенской патриархии с Киевским патриархатом. Кроме как наглостью это не назовёшь, ведь Патриарх Варфоломей является первым по рангу среди предстоятелей православных церквей. Выступление Патриарха Кирилла в Шамбези на собрании поместных православных церквей о ситуации в Украине вызвало незамедлительную реакцию со стороны Синода УПЦ КП, который состоялся в Киеве 23 января под председательством Патриарха Филарета.

Синод УПЦ КП выказал возмущение, назвав выступление Кирилла тенденциозным, не объективным, наполненным ссылками на несуществующие или однобоко, либо искаженно освещённые факты.

Как подчеркивают в УПЦ КП, это выступление вводит в заблуждение участников Синаксиса относительно реальной ситуации в Украине, в том числе в вопросе перехода общин Московского патриархата под омофор Киевского патриархата. «Поэтому это выступление как публичное провозглашение неправды и введение других в заблуждение недостойно сана архиерея, носителем которого является Кирилл (Гундяев), и поста Предстоятеля РПЦ, который он занимает», – говорится в решении Синода УПЦ КП.

Епископы УПЦ КП объясняют такое поведение главы РПЦ тем, что Кирилл находится в зависимости от государственной власти России, которая с конца февраля 2014 года и до сих пор совершает военную, информационную и экономическую агрессию против Украины, оккупировала Крым и часть территории Донецкой и Луганской областей.

Поэтому епископы УПЦ КП подчеркивают, что «есть объективные основания утверждать, что заявления и действия Московского Патриарха Кирилла (Гундяева) и в целом Московской патриархии относительно Украины находятся под влиянием власти России и являются элементом её агрессивной политики».

В УПЦ КП акцентируют на том, что руководство церкви Московского патриархата в Украине, как в центре, так и на местах, категорически отметает любые предложения по диалогу, выступая лишь с ультимативными требованиями и игнорируя реальное желание собственных прихожан выйти из-под юрисдикции Московского патриархата.

Так же известно, что делегацию УПЦ МП сопровождает олигарх Вадим Новинский. Напрашивается вопрос, что он там делает? Следит, чтобы «скрепы» не пострадали? Напомню, Новинский – сомнительная личность. Гражданин России, получивший гражданство Украины из рук беглого Виктора Януковича только в 2012 году, за какие-то там «визначні заслуги перед Україною». Новинский известен тем, что активно поддерживал и поддерживает Московский патриархат и УПЦ МП, в частности. Какие задачи он выполняет, находясь сейчас в Швейцарии, можно только догадываться.

Наверное, подтверждает эти свои «заслуги»? А перед Украиной ли? Почему-то вспомнилась новость от июня 2015 года о том, что Вадим Новинский встречался с митрополитом Украинской автокефальной православной церкви Макарием (Малетичем) и предложил ему кругленькую сумму за отказ от объединения УАПЦ И УПЦ КП. Сам Макарий эти обвинения официально отбросил. Но почему же тогда не состоялось анонсированное объединение церквей после победы Майдана?

 

Иван Петров

Добавить комментарий