В гостях у Ивана Гончара

ika

Ярко прошло чествование великого украинца, посвященное 105-й годовщине со дня его рождения. Иван Гончар вошел в новейшую историю Украины и как всеобъемлющий коллекционер древностей, который осмысливал народную красоту и открывал миру ее етнокоды, культивировал аутентику регионов Украины. Художник не дожил три месяца до открытия в сентябре 1993-го государственного музея на основе его коллекции, который впоследствии стал Национальным центром народной культуры «Музей Ивана Гончара». Именно здесь на днях состоялось первое из серии мероприятий чествования Украинца с большой буквы, посвященное 105-й годовщине со дня его рождения. Более трех часов пролетели ярко и познавательно.

Иван Гончар родился в 1911 году в селе Липянка ныне Черкасской области. 1936 получил дипломы скульптора и предусмотрительно – агронома, но всю оставшуюся жизнь обогащал родную землю художественными произведениями.

Из самых известных послевоенных работ стала его конная скульптура Щорса в Киеве. Он также создал памятники Екатерине Билокур, Григорию Сковороде, Максиму Зализняку, Ивану Франко, Ивану Гонте и другим деятелям истории и культуры.

Иван Гончар неоднократно обращался к личности Тараса Шевченко. В памятнике 1965 -го года поэт представлен как петербургский денди, в следующих работах это более привычный для советского периода осунувшийся пророк, в гравировке на памятнике которому Гончар написал: «Думы мои, думы мои …»

С 1960-х пафос деятельности художника меняется. Этнографизм работ начинает восприниматься не только как проявление патриотизма, а как определенный противовес тезису о новом сообществе – «советский народ». Частный музей Гончара стал одним из неформальных центров исторических исследований и ячеек движения шестидесятников. Художник активно участвует в создании Общества охраны памятников истории и культуры. С 1970-го и до последних дней он работает над созданием 18-томного историко-этнографического альбома «Украина и украинцы».

В честь основателя в пространства комнату пришли более 300 украинцев, многие в древних народных нарядах. Их встречали портреты матери и отца Ивана Гончара, которые он написал в начале 1950-х. На стенах акварели «На краю деревни», «Городские окраины» – Киевской, Винницкой, Черниговщина, Карпатский регион. Он пишет картины в плоскисном стиле художественного наива, на которых сельские типажи в естественной среде, обрисовывает сельские домики, которые воспринимаются как вызов бездумным социалистическим пертурбациям.

Юбилейный концерт был лишен формальности и политических лозунгов. Обошлось без речей.

Начал программу этногруппа «Божичи» с солистом в аутентичной полтавской вышитой рубашке, которую россияне позаимствовали как косоворотку. Эстафету перенял ансамбль из села Казацкое, а затем группа из Черниговщины, состоявшая из статных бабушек, которые уже 35 лет поют вместе. Громкие аплодисменты сорвала группа «Бытие», выполнявшая народную музыку Полтавщины. Глубже звучали старинные патриотические и религиозные барочные песни в исполнении Тараса Компаниченко и группы «Хорея казацкая». Прозвучала и любимая песня Ивана Гончара «скрылось солнце за горой».

Добавить комментарий