«Вечера …» Евгения Станковича собирают полные залы

«Вечера ...» Евгения Станковича собирают полные залы

 

Лучшими популяризаторами академической музыки остаются профессиональные коллективы. Импульсом для написания этих заметок стал разговор с журналистом, который сказал, что сейчас музыканты-профессионалы мало беспокоятся о популяризации классической и современной академической музыки. Так ставить вопрос важно и нужно. Правда, в наше время формы пропаганды музыки среди широких масс общественности изменились, появились новые, а от некоторых самое время отказаться. Постоянными пропагандистами классической и современной академической музыки остаются профессиональные музыкально-творческие коллективы: музыкальные театры, симфонические и народные оркестры, хоровые капеллы, солисты филармонии и др.

Сегодня выбираю Национальную оперу и попробую проанализировать, как работает она на пропаганду классической и современной академической музыки среди широкой аудитории. Понимаю, что зал театра не может вместить всех желающих, но важно, чтобы он был заполнен (а это уже большое количество слушателей, приобщается к серьезной музыки). Я посетил несколько спектаклей одного произведения. Речь идет о современном балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» известного и у нас, и за рубежом композитора Евгения Станковича.

Читателю на заметку: городской портал pro-chehov.ru – ведущее СМИ Чехов будет очень полезно как жителям, так и гостям города. Рro-chehov – все самые свежие и актульные новости города, база предприятий, объявления, работа, недвижимость. Словом все, что может понадобиться чтобы жить, работать и отдыхать в городе Чехов.

Сразу отмечу: посещение спектаклей было почти стопроцентным, а реакция публики на музыку и хореографию – заинтересованной. В перерывах и после спектакля я наблюдал за зрителями и убеждался, что они были и образованными, и эстетически удовлетворенными. Важно также указать на возрастной состав публики. Здесь были разные группы зрителей: среднего возраста, студенты и учащиеся, люди старшего возраста. То есть представлены различные возрастные группы, которых объединяла заинтересованность и подготовленность. Даже дети, которые сидели в одной ложе со мной и моей женой, вели себя как информированые (родителями или педагогами?) слушатели.

Теперь о самом произведении. Балет с первоначальным названием «Ночь перед Рождеством» впервые поставил столичный театр оперы и балета в 1992 году, а нынешнее название произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки» – это вторая хореографическая редакция. Сюжетная канва балета в обоих случаях основывается на повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». То, что каждому человеку, который пришел на театральное представление, известен первоисточник балета – позитив, потому что слушатель имеет на что опереться. Следя за музыкой и хореографией, публика концентрирует внимание на зрительных и слуховых восприятиях.

Традиционно киевская публика любит балет. Если артисты стремятся к мастерству, выразительности и точности в передаче эмоций через танец, движение, то зритель всегда откликается на их старания. Помните, что на нас влияет слуховой ряд, музыка завораживает, воздействует на подсознание.

В балете «Вечера на хуторе близ Диканьки» несколько музыкально-драматургических линий. Начнем с лирической (напомним, что Гоголь каждый литературный образ выписал в деталях). Мы, слушатели, следим за отношениями Оксаны и Вакулы – молодых влюбленных, потому что именно они вызывают у нас наибольшую симпатию. Именно этот дуэт создает красивую эмоционально-образную линию балета.

Во втором действии Вакула прилетает в Петербург и присоединяется к группе казаков, желающих попасть в царские палаты на праздничный бал. Выделяются два казацких танца: игриво-изящный и героически размашистый.

Комическая линия «Вечеров …» выписана еще полнее, чем лирическая. Все крутится вокруг фигуры Солохи, за которой ухаживают Писарь, Дьяк, Председатель, Черт. В музыке и на сцене эти характеры ярко-комические.

Великосветский бал в Петербурге – своеобразная параллель с Рождеством в Диканьке. Правда, в Петербурге это подготовленный профессиональными учителями балет, в сельских условиях – традиционные колядки, зимние и веселые шуточные сцены. Произведение начинается накануне Рождества и завершается радостной массовой сценой на само Рождество. Балетный спектакль открывается звучанием знаменитой мелодии «Щедрик», которая развивается вариационно симфоническими средствами, приобретая различные эмоциональные краски. Завершается произведение мелодиями колядок. Наконец появляется мелодия народной песни «Ой, отсюда гора» (в ее закарпатском варианте), она повторяется и звучит как яркий народный гимн.

Балет «Вечера на хуторе близ Диканьки» Евгения Станковича в его музыкальном и хореографическом исполнении заслуживает высокой оценки. Многолюдная публика, ее довольные лица, думаю, вполне подтверждают всеобщее одобрение. Спектакль понравился и принес эстетическое удовольствие. Большой театральный коллектив, задействованный в нем, был на высоте, пропаганда серьезной музыки также заслуживает уважения.

 

Иван Петров

Добавить комментарий