“Инь и Янь” на мужской вышиванке

909977

 

Символы, оставившие нам предки, связывают прошлое с настоящим. Недавно известному искусствоведу Татьяне Кара-Васильевой была вручена Национальная премия им. Тараса Шевченко за монографию «История украинской вышивки». В ней автор исследует традиционные способы и технику вышивки в разных регионах Украины. Несомненно, символы на традиционных украинских вышивках и вышиванках является закодированной информацией-мечтой женщины об идеальном устройстве мира. К разгадке сути этого феномена вплотную приблизился другой исследователь – Валентин Моисеенко. Его мечта – показать в крупнейших городах Украины и местах комплексного проживания украинский за рубежом экспозицию мужских рубашек с традиционным кодом единства мужского и женского начал и выдать об этом фотоальбом.

Сегодня, как и сотни лет назад, миллионы мужчин в Украине на праздники одевают традиционные вышитые рубашки. Тем самым они демонстрируют окружающим и самим себе собственную идентичность. Возникает вопрос: «А в чем ее суть?» Благодаря многолетним исследованиям мне удалось выяснить, что на большинстве традиционных мужских рубашках имеются три символа: крест, хранительница-рожаницы и так называемых «грабелек». Самыми популярными являются многочисленные разновидности комплексного крестообразного символа из четырех берегинь-рожаниць. Они демонстрируют главное предназначение женщины – рожать и оберегать.

Современные дизайнеры и разработчики фирменного стиля несомненно сохранили исторические традиции своих древних словянских предков. Смотрите здесь портфолио знаменитой дизайн-студии Елены Шутовой – вы найдете множество признаков наследования современными мастерами своих предков – доисторических дизайнеров.

Кроме этого женского символа девушки на протяжении десятков поколений вышивали крестиком на рубахах и мечтали о том, каким должен быть их будущий суженый. Конечно, «правителем» (символ креста) и «большим» (символ «грабельки»).

Об первостепенном значении названных символов стало известно благодаря дешифровке российского шумероведа Анатолия Кифишина. Так, знак креста в круге от начала означал для жителей Европы и Ближнего Востока солнце, а просто крест (шумерской pab) – правителя или главное занятие. Например, на керамике культур срубного археологического сообщества он – каждый третий. Эти воинственные племена, более известные как арии, занимали огромное пространство от Днестра до легендарного города-святилища Аркаим на Южном Урале. Именно они 3,5 тысячи лет назад промчались на своих боевых колесницах через Центральную Азию и захватили Индию. Это объясняет, почему римский император Константин Великий на I Вселенском (Никейском) соборе 325 года предложил объявить крест главным символом христианства. Ведь для его подданных он изначально значил правителя, от признания которого к вере в «пастыря небесного» всего один шаг.

Как и «крест-правитель», символ «большой» (шумерской gal), появился в Европе и Малой Азии 15-20 тысяч лет назад. Его значение очевидно: вождь (палочка-единичка) возглавляет и ведет за собой свой род (такие же единички-палочки). Со временем для удобства в этой пиктограмме жрецы дорисовали перекладину. Именно поэтому народные мастерицы называют этот символ «граблями».

Таким образом, указанные три символа является воплощением извечной женской мечты: под защитой и опекой рыцарей-мужчин продолжать свой род на родной Земле. Они неразрывно связывают прошлое с настоящим и очевидное демонстрируют единство женского и мужского начал. И хотя с течением времени их первоначальное значение забылось, народные мастера – хранительницы вечного с упорством и рвением воспроизводят их на писанках, полотенцах и вышиванках. С независимостью Украины пришло время вернуть первоначальное значение этих древних символов ее гражданам и, прежде всего, молодежи. Проще всего это сделать с помощью небольшой экспозиции. В ее начале целесообразно разместить археологические предметы с названными символами, или их фото с сопроводительным текстом. Далее предлагается представить 20-25 современных мужских рубашек из разных регионов Украины, украшенных названными символами. Рядом с каждой вышивкой можно разместить фото одного из организаторов или спонсоров выставки, одетого в эту вышиванку. В соседнем затемненном помещении уместно демонстрировать увеличенные изображения символов на вышивках под соответствующий вокально-музыкальное сопровождение.

Эту выставку хотелось бы показать в крупнейших городах Украины и местах комплексного проживания украинский за рубежом. Для тех, кто не сможет на нее попасть, целесообразно выдать недорогой фотоальбом и выставить его на образовательных сайтах в Интернете. Такое мероприятие станет пусть и небольшим, но реальным шагом на пути трансформации таких разных граждан нашей страны в современную нацию с глубокими историческими корнями.

 

Иван Петров

Добавить комментарий