Ботсванский метеорит 2018 года оказался частью астероида Веста

Ученые обнаружили, что небольшой метеорит 2018 LA, который три года назад упал на территории Ботсваны, представляет собой один из осколков крупного астероида Веста – второго по размерам малого небесного тела в Солнечной системе. Статью с описанием исследования принял к публикации научный журнал Meteoritics and Planetary Science, кратко об этом пишет пресс-служба Института поиска внеземных цивилизаций SETI.

Двухметровый метеорит 2018 LA распался в атмосфере над Ботсваной в июне 2018 года. Астрономы засекли его еще до того, как он сблизился с Землей и сгорел в атмосфере, поэтому за его падением наблюдали десятки научных коллективов, а открытие 2018 LA стало первой проверкой для системы Scout, которую NASA создало для поиска потенциально опасных астероидов.

Сперва ученые предполагали, что все фрагменты 2018 LA полностью сгорели в атмосфере Земли. Однако специалисты SETI все равно несколько раз отправлялись в зону падения 2018 LA в надежде найти его обломки.

За три года поисков ученые нашли два достаточно крупных обломка 2018 LA. Изучение их химического и изотопного состава показало, что по своим свойствам этот объект был похож на метеориты из подгруппы HED. Подобные небесные тела состоят из тяжелых и химически сложных минералов – говардита (H), эвкрита (E) и диогенита (D).

Американский зонд Dawn в начале прошлого десятилетия обнаружил, что это характерно и для астероида Веста, который представляет собой «мертвый» зародыш планеты. Ученые предполагают, что в далеком прошлом Веста столкнулась с двумя другими большими протопланетными телами, в результате чего на ней образовались два крупных кратера – Реясильвия и Рубрия, и огромное количество обломков астероида улетело в открытый космос.

В результате образовался рой небольших астероидов, которые стали называть семейством Весты. Траектории движения этих астероидов вокруг Солнца часто пересекаются с орбитой Земли, поэтому обломки Весты часто долетают до поверхности Земли. Изучая эти метеориты, ученые постепенно узнают геологическую историю астероида.

В частности, благодаря анализу свойств фрагментов 2018 LA Дженнискенс и его коллеги уточнили время появления Венении – второго по размерам кратера на поверхности Весты. Согласно расчетам ученых, он появился примерно 4,23 млрд лет назад. В результате этого поверхность астероида, в том числе и тех области Весты, откуда был “родом” Ботсванский метеорит, частично расплавилась.

Ученые надеются, что находки других осколков 2018 LA и прочих фрагментов Весты поможет узнать еще больше подробностей из истории геологической эволюции этого астероида. Это, в свою очередь, поможет астрономам понять, как формировались и росли первые протопланетные тела, в результате слияния которых впоследствии образовались Земля, Марс, Венера и другие планеты Солнечной системы.