Истории про призраков, демонов, древние проклятия и параллельные реальности – типичный фундамент для леденящих душу сюжетов, используемый во множестве хорроров. Потусторонние явления способны пугать, но оглядываясь на реальность, в которой мы живем, легко прийти к мысли, что в качестве основы страшной истории необязательно использовать мистику. Не менее, а иногда даже более пугающими предстают события из реальной жизни, поэтому некоторые разработчики хоррор игр обращаются к окружающей нас действительности, пытаясь создать по-настоящему пугающие проекты. В качестве примера предлагаем обратить внимание на 7 игр в жанре хоррор, основанных на реальных событиях.
The Town of Light
Медицинские практики в психиатрических больницах Италии в первой половине XX века представляли собой пугающее по степени жестокости зрелище. Инсулинокоматозная и электросудорожная терапия, вредоносные операции на головном мозге, вплоть до лоботомии – некогда легальные, а по сути своей бесчеловечные способы борьбы с расстройствами психики, приводящие к инвалидности и смертям пациентов. Как массивный памятник преступлениям эскулапов прошлого века – руины психиатрической больницы Вольтера в городе Тоскана, Италия. Масштабная лечебница стала «домом» для 6000 тысяч пациентов и называлась «местом, откуда нет возврата». Неудивительно, что столь одиозная локация послужила основой для игры The Town of Light.
Хоррор от независимой студии LKA достаточно типичен для жанра. Перед нами представитель «симулятора ходьбы», поэтому сражений с потусторонними существами или любых других активных действий не стоит ждать. Даже практически обязательные для хоррор-игр скримеры здесь присутствуют в минимальном количестве. В The Town of Light баллом правит история, где нам в облике девушке Рене, помещенной против своей воли в больницу, предстоит погрузиться в полный боли, лишений, дискриминации и жестокости сюжет. Обличение медицинских зверств от первого лица и атмосфера тотальной безнадеги в The Town of Light – болезненный и на редкость пугающий игровой опыт.
Stairs
Иногда вместо использования реальных локаций разработчики игр берут документальные истории как фундамент сюжета, меняя имена героев, место действия, но во многих деталях оставаясь верными первоисточнику. Таким образом решила поступить в 2016 году начинающая студия GreyLight Entertainment, создавая игру Stairs. В качестве источников для вдохновения разработчики обращались к достаточно известным и шокирующим событиям из американской истории. Для примера можно вспомнить маньяка Эда Гина и трагические события Партии Доннера, когда в XIX веке отряд американских переселенцев оказался зимой отрезан от цивилизации, из-за чего отчаявшиеся люди начали практиковать каннибализм.
Доннер Пати и история Эда Гина – только часть сюжетов, которые послужили базисом сценария хоррора Stairs. Игра поделена на три эпизода и в роли независимого журналиста предложит распутать дела, связанные со старшеклассницей Валери Беркли, бизнесменом Джеймсом Ридом и пастором Джимом Ременсом. Геймплейно игра – опять же, симулятор ходьбы с многочисленными записками и несложными головоломками. Судя по отзывом игры Stairs в Steam, хоррору удается порой пугать, но общее качество проекта находится на неудовлетворительном уровне, поэтому рекомендуем покупать «Лестницу» только в период скидок.
Five Nights at Freddy’s
Несмотря на внушаемый инди-хоррором Five Nights at Freddy’s ужас, концепт игры выглядит как чья-то нелепая шутка. Сюжет, где в роли таинственных убийц выступают оживающие ночью похожие на животных куклы-аниматроны попросту невозможно воспринимать серьезно, но создатель игры Скотт Коутон при разработке Five Nights at Freddy’s все же подглядел некоторые элементы хоррора в реальной жизни. Образ пиццерии, в которой работает главный герой взят с некогда действующей американской пиццерий ShowBiz Pizza Place и Chuck E. Cheese’s , завлекающие людей пугающего вида аниматронами. В сюжете игры, правда в несколько измененном виде, нашлось также место массовому убийству в Chuck E. Cheese’s.
Впоследствии оба ресторана закрылись. Исходя из городских баек – из-за аниматронов, пожирающих людей, но официальная версия ссылается на низкий интерес современных детей к аниматронам, что привело к разорению пиццерий. Разработчику Five Nights at Freddy’s по душе оказалась версия с налетом мистики, поэтому мы получили один из самых необычных хорроров прошлого десятилетия, сценарий экранизации которого взяла в оборот голливудская студия.
Neverending Nightmares
Neverending Nightmares – пожалуй, самый необычный в нашем списке пример созданного по реальным событиям хоррора. Причина очевидна – большинство событий, которые демонстрирует игра, были созданы плодом воображения разработчика игры Мэттом Гильгенбахом во время его борьбы с депрессией и обсессивно-компульсивным расстройством. Перед нами не документальная история в привычном понимании, но возможность погрузиться в страхи и переживания человека, перенесшего на собственном опыте тяготы психических расстройств. Нарисованный в Neverending Nightmares мир полностью соответствует своему названию и природе депрессивных состояний, погружая в непрекращающиеся кошмары, где порой сложно отличить реальность от вымысла.
Главная особенность хоррора – стильное графическое оформление, выполненное в виде черно-белой 2D мультипликации. Выбор необычен, но отход от стандартной для инди-хорроров реалистичной графики минимальным образом сказался на способности хоррора пугать. Грамотная работа с освещением, обилие дискомфортных, а иногда и пугающих, внезапно выскакивающих образов вместе с отличным звуковым дизайном заставят изрядно покрыться холодным потом во время прохождения Neverending Nightmares. Однако откровений от игры рекомендуем не ждать, несмотря на эффектную стилизацию перед нами достаточно простая адвенчура с простыми головоломками и примитивными стелс-секциями.
The Texas Chainsaw Massacre
Эд Гин, как один из самых известных маньяков в истории США, породил вокруг себя настоящий феномен, который до сих пор жив в медиапространстве. Нелюдимый городской чудак, живший уединенно в небольшом фермерском доме, прославился как убийца и некрофил, шивший одежду из кожи мертвых людей. В итоге Эд Гин отправился на принудительное лечение в психиатрическую больницу, где и скончался спустя несколько десятков лет. Тем не менее, его биография получила широкую огласку, стала прообразом для персонажа в Outlast: Whistleblower, упоминается в инди-хорроре Stairs и породила популярную кинофраншизу «Техасская резня бензопилой».
Аркада The Texas Chainsaw Massacre, созданная по мотивам оригинального фильма 1974 года, несколько не вписывается в нашу подборку хоррор-игр. Серьезно, разве вменяемого человека может напугать состоящий из нескольких пикселей персонаж, орудующий бензопилой, которую и разглядеть то невозможно? Разумеется, нет, но в контексте истории игровой индустрии The Texas Chainsaw Massacre представляет по крайней мере минимальный интерес. Несмотря на комичную по сегодняшним меркам визуальную стилистику, игра породила в 1983 году настоящий скандал. Во времена, когда видеоигры позиционировались как сугубо детское развлечение, выпуск проекта с маньяком в качестве главного героя – рисковая затея.
Masochisia
Вспоминая самых одиозных маньяков в истории США сложно обойти вниманием Альберта Фиша, получившего впоследствии броское прозвище «Бруклинский маньяк». Невозможно придумать преступление более возмутительное, чем убийство детей, потому Альберт Фиш, который крайне жестоко расправился с как минимум 3 детьми и приписывающий себе еще несколько сотен убийств, стал чуть ли не легендарным персонажем. В негативном контексте, разумеется. Помимо жажды убийств Фиш страдал многочисленными расстройствами, включая копрофилию, урофилию, педофилию и в особенности мазохизм. В случае с подобными людьми всегда можно задать следующие вопросы – что побудило его на столь страшные преступление, по каким причинам природа человека может так обезобразиться?
Ответить на эти вопросы решились авторы хоррора Masochisia, погрузив игрока в тело ужасающего персонажа из американской истории – Альберта Фиша. Советовать всем без разбора любителям «ужастиков» играть в Masochisia, мы не рекомендуем. Несмотря на стилизованную под мультипликацию рисовку игра остается крайне мрачным, сюрреалистическим проектом, заставляя в роли молодого Альберта Фиша совершать ужасающие поступки. Можно даже сказать, что Masochisia – аналог упомянутого выше The Texas Chainsaw Massacre, но для современного человека. Получить благодаря истории и концепту «обратного» хоррора новый игровой опыт вполне получится, но понравится ли именно вам пройденное путешествие – вопрос открытый.
Kholat
Гибель группы туристов под руководством Игоря Дятлова – одно из самых трагических и вместе с тем загадочных событий в послевоенной советской истории. По официальной версии туристы погибли из-за схождение лавины, но обилие необычных факторов, предшествовавших катастрофе, характере травм потерпевших и следах на месте лагеря группы заставили часть общественности усомниться в результатах расследований. В ход пошли как достаточно приземленные версии, вроде сильного ветра и нападение хищных животных, так и с элементом криминала, включая версии о нападении народа манси, сбежавших заключенных или сотрудников МВД. Наконец, не обошлось и без паранормальных теорий и версии с нападением пришельцев.
Авторы хоррора Kholat или «Холат – перевал Дятлова» больше тяготели к сверхъестественным версиям гибели туристов, введя в качестве врагов игрока безымянных призраков. Однако разработчики все же постарались избежать явной трактовки событий, суммировав многочисленные теории в одной игре. Даже после финала у вас вряд ли сложится цельная картина произошедших событий, но может оно и к лучшему – тайна остается неразгаданной. По жанру Kholat близок к хоррор адвенчуре от первого лица, заставляя путешествовать по снежным пейзажам и собирать улики с места катастрофы. Отметим также, что несмотря на сеттинг негостеприимных уральских гор, разработчики обошли без элементов survival-игр.