Рынок продаж грузовых автомобилей в РФ продолжает сокращаться

В России наблюдается спад продаж грузовиков и коммерческих автомобилей. По данным Автостата, показатели за первые полгода 2020 существенно снизились по сравнению с соответствующим периодом 2019 года. Однако в июле падение замедлилось, практически вернувшись на докризисный уровень, и уменьшившись лишь на 1,2%.

unnamed

 

Прямые продажи снижаются на фоне падения покупательной способности

Ослабление роста ВВП и снижение покупательной способности потребителей продолжают плохо влиять на автопромышленность. Повышение НДС в недавнем прошлом, ужесточение правил кредитования, призванных охладить рынок заимствований, санкционные ограничения, налоговые манёвры, рост цен, низкий обменный курс рубля – все эти негативные факторы отрицательно сказываются на темпах продаж многих групп непродовольственных товаров. Не сильно страдают, пожалуй, лишь продавцы цифровых технологий и товаров для личной гигиены, тогда как автомобили, особенно грузовые, затронуты в первую очередь. Экономический ущерб от коронавируса продолжает расти, внутренние социальные проблемы усугубляются политическими и внешнеэкономическими, поскольку часть деталей и сырья производится за рубежом, и нестабильность мешает автопроизводителям принимать обоснованные и прибыльные решения.

Российский автомобильный рынок и отдельные транспортные компании — http://logistic-force.ru/ готовится и к следующему неспокойному году: ведущие бизнес-ассоциации предупреждают, что продажи упадут ещё сильнее, и ещё больше сторонних производителей могут отказаться от России. Продажи новых машин упали на 2,3% в 2019 году до примерно 1,76 миллиона единиц и, несмотря на небольшой рост в декабре-январе, снизятся ещё на 2,1% в 2020-м, прогнозирует Ассоциация европейского бизнеса (AEB). «Оживление рынка во второй половине 2020 года не ожидается, тем более на фоне постпандемического состояния экономики» — заявили её эксперты. «В следующем году производителям надо готовиться к аналогичным сложным рыночным условиям» — добавили они. Йорг Шрайбер, возглавляющий комитет автопроизводителей AEB, говорит, что «уверенность в отрасли остаётся низкой, снижение прибыли предвещает новые проблемы для всех корпоративных гигантов, но особенно неустойчивой и неблагоприятной ситуация может оказаться для иностранных участников рынка, решивших продолжить работу в России».

Какие прогнозы дают аналитики

Падение рынка продолжается, несмотря на активную рекламную и маркетинговую деятельность автопроизводителей, при этом Шрайбер заявляет, что без активной поддержки со стороны российского правительства отрасль мало что может сделать для увеличения продаж. В послании правительству РФ АЕБ раскритиковала меры, которые, по её мнению, наносят ущерб и легковой, и грузовой автомобильной отрасли, в том числе протекционистские правила, направленные на локализацию производства автомобилей. «В РФ не обеспечиваются должные меры для защиты и поддержки местного автопроизводства, а чрезмерная локализация делает экономически нецелесообразным внедрение новейших современных технологий» — сказал Шрайбер. Исполнительный директор Франк Шауфф добавил: «Вполне возможно, что правила ужесточатся и больше не будут совпадать с интересами некоторых игроков рынка. Что интересно, так это то, как об этом думает российское правительство. Там говорят: «Ну и ладно, пусть уходят». Вряд ли это можно назвать это разумным и дальновидным подходом. Похоже, автомобильная промышленность как-то выпала из государственных приоритетов России в последние годы. Но не её граждан – их по-прежнему интересует выбор автомобилей, и вытеснение иностранных конкурентов крайне неразумно».

Другие отраслевые аналитики предрекают стагнацию, застой, а не продолжение спада, ссылаясь на то, что на российском автомобильном рынке он уже достиг своего апогея. Баланс России – не худший в мире, пагубное влияние цен на нефть уменьшилось, рынок максимально изолирован и в целом стабилизирован. Да, потребители по-прежнему находятся в затруднительном положении, уровень жизни низкий, а экономика по-прежнему не вызывает оптимизма, но худшее позади, уверяют российские специалисты. «Прогнозы АЕБ по авторынку на 2020-21 годы более мрачны и консервативны, чем наши собственные, а нам «изнутри» виднее» — успокаивает Владимир Беспалов из ВТБ Капитал. «Мы прогнозируем, что продажи легковых, грузовых и лёгких коммерческих автомобилей (LCV) во втором полугодии 2020-го начнут постепенно расти на фоне довольно нейтрального макроэкономического фона и вполне адекватной государственной поддержки. Мы полагаем, что только низкое доверие потребителей к местным автостроителям остаётся ключевым препятствием на пути к значительному ускорению развития автомобильного рынка в России» — добавил он.

Московская Высшая школа экономики также попыталась рассмотреть эту проблему. Недавно независимый университет запустил проект «Ежедневный индекс экономического стресса», который объединяет 15 показателей, включая данные об объёме транспортных инвестиций, продаж и перевозок. За основу взяты индикаторы, позволяющие оценивать старые данные и сравнивать их с новыми в реальном времени. Сегодняшний индекс составляет 43 по шкале от нуля до 100. Это означает высокую вероятность рецессии, объясняют экономисты. Во время каждого из трёх последних спадов – в 2015, 2009 и 1998-м — индекс превышал 80 в точке максимального экономического кризиса.

Сегодняшнее состояние российского рынка грузовых авто

Помня о прошлых кризисах, производители грузового транспорта проявляют особую осторожность. За январь-апрель 2020 года грузооборот в РФ снизился на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 2,35 млрд. тонн. Но наибольший объём грузов был перевезён автомобильным транспортом – по данным Агентства статистики РФ, на 0,6% больше по сравнению с АППГ (1,55 млрд. тонн). В то же время на железнодорожные грузоперевозки пришлось около 408 млн. тонн, на морские — 6,9, на воздушные — 0,3. Цифры объясняют, почему даже в сегодняшних сложных условиях грузовой транспорт остаётся востребованным и неплохо продаётся. И если в целом рынок демонстрирует упадочные тенденции, то темпы снижения продаж внутри грузового автомобильного сектора неравноценны, если разбить его на части по типам грузовиков (самосвалы, бортовые грузовики, автоцистерны, седельные тягачи, фургоны, строительная/коммунальная спецтехника и т.д.) или по маркам («ГАЗ», «ЗИЛ», «КамАЗ», «Урал», «МАЗ», DAF, MAN, Isuzu, Mercedes, Scania, Volvo и прочие). Подробные отчёты, учитывающие марку и конструкцию автомобилей, предлагает аналитическое агентство Автостат.

По некоторым видам грузового и коммерческого транспорта наблюдается даже небольшой всплеск. Руководители многих логистических фирм, в том числе таких крупных, как Nawinia Rus и FM Logistic, объясняют это «отложенным спросом»: компании, имеющие собственные автопарки, и частные потребители, откладывавшие с 2015 кризисного года обновление своего флота, больше не могут тянуть время. Есть и другие причины. Некоторые крупные торгово-продовольственные сети, например, за последние несколько лет значительно расширили своё присутствие и из-за этого просто стали нуждаться в большем количестве подвижного состава. Кроме того, коронавирусная изоляция подстегнула онлайн-торговлю, и «дистанционные» продавцы и грузоперевозчики, обнаружив небывалый спрос на свои услуги, вооружаются соответствующим образом. Объём таких перевозок вырос на 19,7% – до 11,7 млн. тонн.

Если смотреть на исторические данные по экспорту грузовых автомобилей с 1994 по 2020 годы, в среднем он составлял 188,39 млн. долларов США, достигнув рекордного минимума в 5,7 млн. долларов на январь 1998 г и максимума в 863 млн. в 2007-м. В мае 2020-го экспорт грузов в России вырос до 118 млн. долларов, тогда как апрельский результат составил 92,6 млн.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.