Весной вместе со снегом много где сходит асфальт, а значит на дорогах в ближайшее время появится больше ям и неровностей. Некоторые автовладельцы, повредившие машины на подобных участках, пытаются взыскать ущерб с организаций, отвечающих за содержание дорог.
В каких ситуациях суд может встать на сторону водителя? Считается ли попадание в яму полноценным ДТП? И что должен делать водитель, чтобы наказать виновных? Об этом рассказал автоюрист Дмитрий Вахрин.
Кто виноват?
Состояние автомобильных дорог в России регламентирует ГОСТ Р 50597-2017. Последние обновления этого документа вступили в силу в 2018 году. Самое главное, что в нем прописано применительно к рассматриваемой ситуации — предельно допустимый размер дорожных ям. Это 15 сантиметров в длину (по направлению движения), 5 сантиметров вглубь и общая площадь — не более 60 квадратных сантиметров.
Если человек попал в ДТП, в котором, как он считает, сыграла роль дорожная яма, нужно первым делом прикинуть ее размеры. Если они больше указанных — есть смысл попытаться взыскать ущерб.
Как показывает судебная практика, такие ситуации — не самая простая категория дел. Здесь важна причинно-следственная связь, которая часто бывает неочевидной.
«Иногда назначают технические экспертизы, чтобы доказать, что яма не повлияла на возникновение ДТП, а если повлияла — то в какой мере. Результат экспертизы может быть таким, что вина дорожных служб составляет столько-то процентов, а вина водителя, который не следил за дорогой, сильно гнал, еще столько-то процентов», — рассказывает Дмитрий Вахрин.
В ПДД есть пункт 10.1, где прописано, что водитель должен учитывать дорожные и метеорологические условия. И ответчики часто пользуются этим, пытаясь доказать вину водителя в ДТП с ямой.
План действий
После того, как автомобиль угодил в яму и получил повреждения, важно вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД, а не аварийных комиссаров. Европротокол или самостоятельная фото- и видеофиксация здесь не подходит. Важно, чтобы инспектор составил схему ДТП, измерил яму и внес ее характеристики в акт выявленных недостатков содержания дорожного полотна. Обязательно заполнить все дополнительные сведения о ДТП — в том числе, указать повреждения автомобиля и находившегося в нем имущества. Например, разбитый в результате аварии смартфон или ноутбук. Важным также является использование независимой экспертизы ущерба дтп.
Если в аварии участвовала только одна машина, то инспектор вынесет определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Важно, чтобы в нем не было прописано нарушение водителем ПДД, в том числе — вышеуказанного пункта 10.1. В противном случае водителю лучше обжаловать это определение в течение 10 дней.
Если сотрудники ГИБДД привлекут к административной ответственности организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по содержанию данного участка дороги, то это будет дополнительным аргументом в суде. Речь идет о статье 12.34 КоАП — несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Следующий шаг автовладельца — написать претензию в адрес ответчика. Выяснить, кто отвечает за конкретный участок дороги, можно в районной администрации, региональном подразделении, отвечающем за содержание дорог, или в ГИБДД. Если все чиновники будут кивать друг на друга, то можно привлечь их в качестве соответчиков. Устанавливать виновного будет суд по месту нахождения дорожной организации.
Накануне суда следует определить размер ущерба. Это может быть независимая экспертиза в оценочной фирме. Либо подтверждение фактически понесенных расходов. Если автовладелец успел отремонтировать автомобиль за свои деньги, то сервис должен выдать все положенные документы: акт выполненных работ, чеки и квитанции на оплату.
Заявленный материальный ущерб включает в себя не только повреждения автомобиля и имущества, находившегося в нем. Можно указать дополнительные расходы на эвакуатор, если потребовались его услуги, аварийную стоянку. Моральный ущерб получится взыскать только в том случае, если в ДТП не обошлось без телесных повреждений.