Грозит ли рынку такси коллапс из-за новой системы контроля за водителями?

Скоро в Москве и области заработает система КИС «АРТ», в которой должны будут регистрироваться все водители такси. Иначе они не будут допущены к работе. Нововведение чревато проблемами для рынка и увеличением прайса для пассажиров.

 

taks
Будет ли теперь легко добраться на такси в аэропорт Домодедово, как сейчас?

До 1 августа водители такси Москвы и Подмосковья должны зарегистрироваться в информационной системе «Аналитика работы такси» (КИС «АРТ»). Там будут собираться данные о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах, техосмотрах автомобилей, путевых листах. Каждому водителю система присвоит уникальный цифровой ID, где будут собраны данные о наличии действующих прав, разрешениях на перевозку пассажиров, штрафах и количестве отработанных часов.

Агрегаторы уже рассылают водителям сообщения о том, что те обязаны самостоятельно зарегистрироваться в новой системе. Авторизоваться там можно в том числе через портал госуслуг. Система будет следить, чтобы таксисты не перерабатывали (не больше 40 часов в неделю), регулярно проходили медосмотр, оформляли все документы и не имели судимости за тяжкие преступления. Предполагается, что агрегаторы смогут допускать к выполнению заказов только прошедших такую проверку водителей.

А теперь о проблемах. Во-первых, работа максимум 40 часов в неделю абсолютно невыгодна. Сейчас многие вынуждены работать до 20 часов в сутки, чтобы зарабатывать и одновременно отбивать расходы на бензин и обслуживание авто. Теперь кто-то, возможно, будет восемь часов работать в такси, а оставшееся время заниматься доставкой. Время курьеров же никак не ограничивают. В итоге люди как не высыпались, так и не будут.

Во-вторых, водителям придется самим регистрироваться в системе — многие не смогут этого сделать из-за технических сложностей и в итоге не выйдут на линию. Также система может не допустить к заказам водителей с задолженностями. При этом не уточняется, перед кем у таксистов не должно быть долгов: перед ГИБДД или, например, банками либо налоговой. Учитывая все это, покинуть профессию собирается таксист с десятилетним стажем Андрей:

«Борются не с причиной, а со следствием. Элементарно сделать лицензию не на железяку, а чтобы человек прошел обучение, чтобы стаж был не менее десяти лет. Конечно, нужно наводить порядок, но, как обычно, не с той стороны заходят. Выживут только крупнейшие таксопарки, которые могут себе позволить пересменку водителей, свои гаражи, аккредитованных механиков, своих медиков. Раньше, когда было нормальное такси, до прихода агрегаторов, в стоимость такси закладывалась амортизация автомобиля, резина, страховка, зарплата водителю, цена топлива. Таксопарки это регулировали. Сейчас в стоимость поездки ничего этого не закладывается. Агрегаторы это все убили».

Агрегаторы, к слову, от комментариев по поводу новой системы отказываются. Пока создается впечатление, что они как крупнейшие игроки могут оказаться единственными, кто от нововведения может выиграть. Спрогнозировать, сколько таксистов будут вынуждены либо вовсе уйти с рынка, либо перейти в статус бомбил, сложно. Но тарифы точно вырастут, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин:

Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза

«Помимо тарифов вырастет и продолжительность ожидания такси. Кроме того, есть масса смежных сервисов, которые предоставляют, например, автомобили в аренду, они тоже пострадают от данной системы. Что касается продолжительности этих повышенных тарифов — я думаю, в новом созыве Госдумы депутаты вернутся к рассмотрению закона о такси, его необходимо принимать, потому что действующий не отвечает реалиям времени. Я подозреваю, что многие реликтовые нормы, которые еще остались с советских времен, должны исчезнуть. Поэтому систему в очередной раз придется переделывать, и причем в достаточно скорой перспективе. А может быть, и отменять вовсе».

Вообще, таксистам в последние месяцы несладко: то обязательную вакцинацию объявят, то вот новая система КИС «АРТ». Хотя некоторые эксперты говорят, что систему обкатывают, недочеты устраняют. В любом случае рынок такси требует регулирования как минимум из-за многочисленных ДТП. Столичный Дептранс приводит статистику: только за последние полгода в городе произошло 794 аварии с участием таксистов: ранены 915 человек, 23 погибли. Но общей статистики по всем ДТП в Москве за этот же период редакции Business FM в открытом доступе найти не удалось. При этом в такси — большой процент официально незарегистрированных сотрудников, которые ответственности за свою работу, по сути, не несут.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.