Строите дачу, нужно возить длинные доски? Работаете со стремянкой? Собрались на горнолыжный курорт или в велопоход? Либо просто едете в автопутешествие, пока есть возможность. Во всех этих случаях вас выручит багажник на крыше. Причем во всех случаях нужен разный багажник.
Ваш выбор зависит от цели приобретения верхнего багажника, бюджета и, разумеется, конструкции автомобиля. Все варианты можно разделить на три большие группы.
Вариант 1. Багажник с креплением на водостоки (классический)
Подобные багажники появились еще в первой половине ХХ века, а используются до сих пор — разумеется, на тех машинах, где сохранились водосточные желоба по краям крыши. У нас в стране таких немало. Например, с водостоками по-прежнему выпускаются УАЗы семейства СГР и Lada 4×4. Проще говоря, «буханки» и Нивы. А из автомобилей, которые уже не выпускаются — вся «классика», «Самары», Москвичи, Ижи и Волги…
По данным аналитического агентства «Автостат», в стране больше 10 миллионов автомобилей перечисленных марок и моделей — с водостоками на крыше. И это при том, что численность всего российского автопарка на начало 2020 года составляла 44,5 миллиона автомобилей. Немало таких машин и в сопредельных странах — бывших республиках СССР и стран, входивших в социалистический (восточный) блок.
Классический багажник на крышу автомобиля с водостоками — широкая, плоская корзина, поднятая на четырех (либо шести) ножках над поверхностью крыши. Главное достоинство багажника такого типа — дешевизна. Новые изделия можно приобрести за 2000–2500 рублей. Еще дешевле можно купить на вторичном рынке багажники советского производства — даже при том, что они сейчас востребованы у любителей ретроавтомобилей как стильный аксессуар. Сегодня багажники такого типа выпускают под марками «Атлант», «Дельта», «Евродеталь», «Прометей». В СССР их делали десятки заводов, включая БелАЗ. Производство жодинских корзин типа ШП 60-00-02 и ШП 61-00-02 (двухопорных и трехопорных соответственно) закрыли только в 2018 году.
Второй плюс такой конструкции — универсальность. На классическом верхнем багажнике можно перевезти всё подходящее по габаритам и массе (как правило, не более 50 кг). И переставить его с одной машины на другую, с водостоками же — не проблема. Желательно только делать это с помощником. Корзина по размеру довольно большая и весит около 7 кг, даже если сделана из полых легкосплавных трубок. Естественно, при установке требуется аккуратность, чтобы не повредить кузов автомобиля. А при эксплуатации необходимо тщательно крепить груз такелажными стропами. И желательно укрывать его брезентом или водоотталкивающей тканью.
С верхним багажником любого типа увеличиваются шум и расход топлива, повышается центр тяжести автомобиля. Немного снизить шум и расход можно, установив спереди козырек — обтекатель, называемый фейрингом. Но учтите, что такой аксессуар может привлечь внимание сотрудников ГИБДД — издалека он похож на спецсигналы. На наших дорогах он встречается нечасто. В европейский или американских странах, напротив, трудно встретить автомобиль с верхним багажником без фейринга, на котором бы не красовалась большая надпись типа Thule, Menabo, Turtle, FicoPro или Yakima — это марки производителей верхних багажников и аксессуаров для них.
В России есть свои производители фейрингов. Один из них делает изделия под одноименным брендом — Fairing. Стандартные, из акрила, стоят 1700–1800 рублей. С индивидуальным дизайном — 2000 рублей.
Вариант 2. Автомобиль с рейлингами (либо возможностью их установки)
Многие современные автомобили (в первую очередь кроссоверы) сходят с конвейера с рейлингами на крыше — проще говоря, полозьями для размещения верхнего багажника. Они могут быть либо обычными — приподнятыми над крышей, как, например, рейлинги на шевроле ниву, Chevrolet Niva, УАЗ Патриот, Renault Duster, Volkswagen Tiguan, либо интегрированными — как у Kia Sportage и многих других современных кроссоверов.
Возможен и вариант, когда заводских рейлингов нет, но в крыше уже есть места для их установки в виде углублений с крючочками или отверстиями под болты, закрытые съемными или сдвижными пластиковыми крышками. В таком случае вы можете приобрести рейлинги самостоятельно. Пара самых доступных, отечественного производства, типа LUX или АПС, обойдется в 4000–7000 рублей, и примерно столько же придется отдать за монтаж, если вы не хотите сделать эту работу самостоятельно. Особенных знаний для этого не требуется, нужны только правильный инструмент и аккуратность. Самое главное, чтобы рейлинги точно подходили вашему автомобилю. Подгонять их — та еще работка.
Кстати о поперечинах
Рейлинги — это еще не багажник, а только его основа. Для того, чтобы получить возможность возить хотя бы стремянку, длинные доски, листы поликарбоната или гипсокартона, необходимо приобрести еще поперечины. Некоторые «умельцы» приспосабливают для этого те же доски, короткие трубки, черенки и прочее. Делать это категорически нельзя. Ваш груз вместе со всем этим «колхозом» в любой момент может слететь на дорогу и наделать бед.
Недорогие поперечины стоят 1500–2000 рублей. Фирменные, «крутых» брендов, типа Thule, могут быть на порядок дороже. Зато — обтекаемые, с замками, и длительной гарантией. Если у вас автомобиль с интегрированными рейлингами, загляните к дилерский центр и посмотрите, какие поперечины предлагают для вашей модели. Покупать их тут же вас никто не заставляет. В интернет-магазинах они могут быть в несколько раз дешевле. Не хочется к дилеру? Зайдите в специализированный магазин багажных систем за консультацией. А еще проще — зайти на сайт и сделать подбор по марке-модели.
Тот же совет актуален и для владельцев автомобилей с обычными (приподнятыми) рейлингами. У них очень большой выбор. А помимо бюджета главным ограничителем становится габаритная ширина автомобиля. Поперечины не должны выступать за нее.